Вы решили, что водный туризм — это то, без чего вам трудно представить свою жизнь. Однако позволить себе яхту пока не можете, стоит, подобрать в свой начальный флот лодку поменьше, но с более длинной историей.
Байдарки появились благодаря инуитам, народу, который жил на территории современной Канады и Аляски. Они создали узкую и лёгкую лодку, которая позволяла им передвигаться по льду и охотиться на морских животных. Со временем байдарки стали популярными среди других народов Северной Америки, Европы и Океании.
Как же выбрать туристическую байдарку начинающему экстремалу или любителю водного туризма?
Начнём с того, что байдарки делятся на две основные категории в зависимости от своей конструкции: каркасные и надувные. В последнее время появились и становятся всё более популярными гибридные каркасно-надувные байдарки.
Также байдарки различаются по размеру, а точнее по количеству мест: от одного до четырёх.
Каркасная байдарка
Сторонники естественности и возврата к истокам считают, что только каркасные туристические байдарки являются настоящими. И чтобы каркас был деревянным. Тогда они готовы без шаманских ритуалов и разрешения духов сесть в своё маломерное судно. Надувные же байдарки они пренебрежительно называют «матрасами».
Логика в таком подходе определённо есть. Изначально коренные народы Севера, создавшие байдарки, делали их исключительно каркасными. Каркас был деревянным, а оболочка — кожей моржа или тюленя. Они также изобрели «фартук», который обматывали вокруг талии и закрепляли на бортах, чтобы волны не затопили байдарку.
Есть и более практичное объяснение любви опытных байдарочников к каркасным конструкциям. Современные материалы и усовершенствованные технологии производства сделали современные каркасные байдарки быстрыми и манёвренными. А управляемость у них лучше, чем у надувных, потому что осадка меньше. К тому же у них меньше парусность.
Минусы каркасной байдарки: её вес (до 30 кг для одноместных моделей, далее вес увеличивается), размер упакованной байдарки (один рюкзак — одноместная модель), сложная сборка и разборка, меньшая устойчивость (легко может перевернуться) и высокая вероятность поломки на порогах.
Проблема в том, что каркас при ударе действует как жёсткая наковальня, а камень — как молот. Чем выше скорость судна, тем выше риск получить повреждение оболочки или поломку каркаса при ударе. У мягких надувных байдарок такие аварии происходят реже, но у них есть свои недостатки, о которых будет сказано позже. Опытные пользователи снижают риск повреждений, используя пористую резину в уязвимых местах или наклеивая более плотный слой резины на корпус.
Надувная байдарка
Хочется заметить, что надувные байдарки, как следует из их названия, действительно надуваются.
Конструкция аналогична обычной надувной лодке или плоту: воздушный баллон и прочное дно из ПВХ. Однако не всё так печально. У надувной байдарки два воздушных баллона. Они не похожи на круглые дирижабли по бокам, а изящно формируют обводы байдарки, обеспечивая узнаваемый вид и жёсткость конструкции. Современные материалы позволяют создавать уникальные дизайны.
Главное преимущество надувных байдарок — их небольшой вес, компактность и простота сборки. Кроме того, они более устойчивы. Некоторые модели позволяют прыгать с борта и забираться обратно в воду, не переворачивая байдарку. В отличие от каркасных байдарок, где такой номер не пройдёт.
Небольшая осадка надувных моделей и плоское дно делают их менее требовательными к глубине. Там, где в каркасной байдарке вы будете черпать задом, в надувной вы легко пройдёте, не замечая мели.
Однако из-за меньшей осадки при сильном ветре на открытой воде придётся приложить много усилий, чтобы грести против ветра. Плоское дно также влияет на управление. Чтобы компенсировать этот недостаток, эксперты рекомендуют устанавливать навесной руль на спокойной воде. На белой воде (быстрой и пенной) это становится опасным.
Каркасно-надувная байдарка: сочетание двух типов конструкций
Было бы странно, если бы разработчики не попытались объединить оба типа байдарок в одном. Существует множество вариантов конструкций: от размещения надувного элемента внутри каркасной байдарки для повышения жёсткости и управляемости до зеркального отражения — размещения каркаса внутри надувной байдарки для увеличения плавучести и устойчивости.
Следует отметить, что такие эксперименты позволили создать лучшие модели каркасно-надувных байдарок, которые стали идеальными для сплавов по рекам высокой категории сложности. В то время как для надувных и каркасных байдарок предел — реки четвёртой категории сложности, доступные только опытным спортсменам-экстремалам. Конечно, можно попробовать и другие варианты, но если вас не интересует результат.
Каркасно-надувные байдарки объединяют в себе достоинства и недостатки обоих «родителей». Конкретный выбор модели и производителя зависит от того, какой аспект является наиболее важным в каждом отдельном случае.
Ещё несколько советов по выбору туристической байдарки
Если вы ищете более быструю многоместную байдарку, имейте в виду, что с каждым дополнительным местом вес байдарки увеличивается. Также возрастает важность слаженной работы всех участников команды.
Выбирайте байдарку, лично протестировав место в кокпите, так как удобство является важным фактором для туристов-водников. Это особенно актуально для каркасных байдарок, так как неудобное положение в них может привести к опрокидыванию на воде.
Дополнительное оборудование, такое как навесной мотор или парус, также имеет свой вес. Важно учитывать это при планировании похода.
Конечно, основным критерием при выборе байдарки должно быть ваше представление об идеальном отдыхе.
Если вы охотник или рыбак, надувная байдарка подойдёт для прохождения заболоченных участков, камышей и позволит безопасно обращаться со снаряжением или оружием на воде.
Каркасная байдарка хороша для открытой воды и быстрых рек 1–3 категорий. Каркасно-надувная байдарка, как уже упоминалось, специализируется на сложных сплавах.
Вот несколько примеров туристических байдарок, которые получили положительные отзывы от опытных туристов-водников:
- «Таймень» — лидер среди каркасных байдарок, выпускаемых с советских времён. Этот опыт отражается на качестве продукции.
- «Викинг 3.4» — надувная байдарка с элементами каркаса. Благодаря небольшому количеству металла в конструкции, эта модель обладает хорошей управляемостью и манёвренностью.
- «Хатанга» — надувная пирога. Её хвалят за жёсткую конструкцию, обеспечивающую высокую скорость и хорошую управляемость. Эти качества достигаются благодаря трём поперечным плоским баллонам в днище лодки.
Напоследок, отметим, что занятия греблей на байдарке положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, укрепляют мышцы спины, груди, плеч и рук, а также способствуют сжиганию калорий и улучшению гибкости и координации.