Как показывают исследования, применение логопедического массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений, в частности, дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых зон и афазии, вследствие локальных поражений головного мозга - значительно повышает её эффективность. Также, массаж рекомендован при ринолалии, нарушениях голоса, заикании.
Основные цели логопедического массажа:
- Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
- Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
- Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
- Стимуляция проприоцептивных (чувство тела, позы, движения) ощущений;
- Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
- Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
- Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Оптимальным является выполнение логопедического массажа курсами, которые проводятся следующим образом: после первого курса перерыв должен быть минимум 3 недели, а между вторым и третьим - 3 месяца. В сложных случаях можно проводить не три, а более курсов в течение года.
Для получения от массажа максимального эффекта необходимы:
- Методическая и техническая подготовленность выполняющего массаж;
- Условия для проведения процедуры;
- Правильное положение ребёнка во время массажа;
- Информация о степени тяжести нарушения функционального состояния речи ребёнка;
- Продолжительные сеансы и курсы массажа.
Состояние тонуса мышц является исходной точкой (критерием) при выборе приёмов массажа.
Логопеду, выполняющему массаж, необходимо:
- Владеть техникой массажа;
- Чётко ориентироваться в диагностике речевой патологии;
- Иметь ясное представление о физиологическом действии отдельных приёмов массажа и в в каких случаях необходимо применять тот или иной приём и переходить от одного к другому;
- Хорошо знать анатомию речевого аппарата, топографию мышц, сосудов, нервов;
- Показания и противопоказания к выполнению массажа.
Тонус мышц бывает:
- в норме;
- повышенным (гипертонус);
- пониженным (гипотонус).
В норме - мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.
При гипертонуса - мышца напряжена, иногда болезненна;
При гипотонусе - мышца вялая, излишне мягкая, повисшая.
В моторном акте (акте говорения) принимают участие пять пар черепно-мозговых нервов:
- V пара - тройничный нерв;
- VII - лицевой;
- IX - языкоглоточный;
- X - блуждающий;
- XII - подъязычный.
Мышцы участвующие в акте говорения.
- Мышцы, иннервируемые тройничным нервом (V):
- Жевательные (поднимают нижнюю челюсть);
- Височные (поднимают нижнюю челюсть, тянут её назад);
- Крыловидные (при двустороннем сокращении мышц нижняя челюсть выдвигается вперёд).
2. Мышцы, иннервируемые лицевым нервом (VII) (мимические мышцы):
- Мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа;
- Щёчные мышцы;
- Мышцы, поднимающие углы рта;
- Малые скуловые;
- Большие скуловые;
- Мышцы, опускающие нижнюю губу и латерально углы рта.
- Мышцы, опускающие углы рта;
- Круговая мышца рта.
3. Мышцы, иннервируемые подъязычным нервом (XII):
- Подбородочно-язычная (тянет язык вперёд и вниз);
- Щилоязычная (тянет язык, его корень вверх и назад);
- Подъязычно-язычная (тянет язык назад и вперёд);
- Хрящеязычная (тянет язык назад и вниз);
- Собственные мышцы языка, не имеющие сухожильной части, не прикреплены к костям, расположены в теле языка:
- нижняя продольная мышца (укорачивает язык);
- верхняя продольная;
- поперечная мышца (уменьшает поперечный диаметр языка);
- вертикальная (уплощает язык).
При коррекции речи применяют следующие виды логопедического массажа:
- Классический ручной;
- Зондовый
- Точечный
Области выполнения логопедического массажа:
- лоб, шея, плечевой пояс;
- мышцы периферического речевого аппарата, к которым относятся: мышцы языка, губ, мягкого нёба, щёк, подбородка.