Писать на религиозную тему сложно, но я всё же рискну,
«Варавва» (2018; вышел в 2019)
Этот фильм собирались показать по Первому Каналу перед Пасхой в ночь с 4 на 5 мая в рамках возрожденной программы «Закрытый показ», но по какой-то причине в последний момент поменяли на другой фильм, а этот показали в эту субботу 25 мая. Как видно, по названию этот фильм посвящён Варраве - преступнику, которого должны были казнить вместе с Христом, но по велению иудейского народа Понтий Пилат отпустил его.
В фильме говорится, что Варавва совершил убийство из-за женщины, сестры Иуды Юдифь, хотя может быть, Юдифь и не была сестрой Иуды, как я понял, в разных религиозных источниках есть расхождения и нет однозначного ответа; в фильме же зрителю однозначно дают понять, что Юдифь - сестра Иуды, и когда потом она узнает о его смерти, то много плачет и даже сходит с ума.
Поскольку я не читал толком ни Библию, ни различные Евангелие, как и большинство из нас, то все события, показанные в фильме, были «в новинку», но по мнению гостей студии «Закрытого показа» этот фильм - Библия для детей и все зрители, конечно, должны знать её. А что делать тем, кто читал только «Мастера и Маргариту»? Не говоря уже об атеистах, которые вообще не признают никаких религиозных текстов и тем более, не видят смысла в существовании религиозных фильмов. Этот фильм всё же рассчитан на очень широкую аудиторию. И у меня нет желания читать религиозные тексты, зная о разного рода противоречиях и неточностях. Я не хочу никого оскорбить, просто говорю, как есть. Мне и в фильме не хватило деталей, но их и в Библии нет: нет сведений, откуда вообще взялся этот Варавва, и какова его дальнейшая судьба после помилования, не очень понятно кого именно он убил и был ли он виновен в каких-то ещё преступлениях, и помечу народ был за него.... В целом, много вопросов.
Зритель видит душевные страдания Варравы, Юдифь и Понтия Пилата после смерти Христа и Иуды. Мужчины пытаются понять был ли Иисус сыном Бога или всё-таки нет, а Юдифь убивается по брату. В конце фильма Варрава встречается с Иосифом, предполагаемым отцом Иисуса, который рассказывает, что на самом деле отец не он.
Фильм основан на книге английской писательницы Мэри Маккей (1855-1924 писавшей под псевдонимом Мария Корелли). Она переложила библейские сказания в более доступную форму, а наш режиссер Евгений Емелин экранизировал её с минимумом изменений. Для Емелина это была дебютная полнометражная работа. В целом, для меня, как для рядового зрителя, фильм достойный: хорошая игра малоизвестных наших актёров, в визуальном плане вопросов нет, но и каких-то особенно интересных кадров тоже нет, в музыкальном плане нет ничего примечательного: в фильме есть немного музыки, но я её не запомнил. В студии «Закрытого показа» после окончания фильма ожидаемо разгорелись споры, слушать которые ещё целый час до 3 часов ночи я не стал.
Ещё один довольно необычный религиозный фильм показали в пасхальную неделю по ТНТ, но я посмотрел его чуть позже на другом канале. Это фильм «Монах и бес» (2014; вышел в 2016)
Последний фильм режиссёра Николая Досталя (21 мая 1946-18 января 2023), которого в интернете часто ругают за некоторые его ранние работы, но этот фильм на мой взгляд, один из лучших в его фильмографии. Попробую описать сюжет сильно не вдаваясь в детали, чтобы не портить впечатления тем, кто ещё не видел. По сюжету в середине XIX века во время царствования Николая Первого (1825-1855) где-то в русской глуши в мужской монастырь приходит новый послушник Иван (Тимофей Трибунцев), совершающий разного рода «чудеса»: то колодец, который сто лет никто не трогал за день отремонтирует и очистит, то целый лес гнилых деревьев за несколько часов вырубит и т.д.
Настоятель монастыря сомневается в природе «чудес» Ивана. В это время по стране путешествует император Николай Первый с Бенкендорфом и заезжает в монастырь. Иван даёт Николаю несколько советов по управлению государством и царь к ним прислушивается.
Постепенно зритель узнает, что в Ивана вселился бес по имени Легион, который периодически возобладает над чистой душой монаха, что-то вроде раздвоения личности. Легион всё время искушает Ивана, пытаясь склонить его на тёмную сторону, а Иван в свою очередь пытается переманить беса на светлую сторону.
Вместе они в прямом смысле летят в Иерусалим, где происходит победа светлой стороны над тёмной.
Фильм в очень редком жанре мистическо-религиозной комедии и драмы одновременно в духе произведений Пушкина и Гогола на подобные темы, не говоря уже о Достоевском, с очень интересными и остроумными диалогами, с отличными актёрскими работами. Общий посыл, как и в фильме Павла Лунгина «Остров» (2006), хотя атмосфера здесь другая. Ещё раз скажу: мне фильм очень понравился и его точно не забудешь после просмотра. Но атеисты и наоборот особо ярые религиозные деятели ругают этот фильм и придираются к различным деталям и репликам. Что ж, это их право. Не думаю, что режиссёр и сценарист хотели оскорбить верующих, скорее наоборот. Это всё-таки кино, а не Священные Писания. Как-то так.