28,7K подписчиков

Книжный бизнес в России: между бездной и надеждой

216 прочитали

«Почему книжный бизнес в России как будто застыл на краю пропасти?» — этот вопрос все чаще и чаще звучит у меня в голове. И действительно, ситуация тревожная. Писатели для продвижения собственных книг вынуждены брать полумиллионные-миллионные кредиты и выпускать книжные боксы. Книжным блогерам и литературным обозревателям приходится лишь на одном голом энтузиазме рассказывать о книгах. Издательства (как крупные, так и мелкие) страдают от постоянной текучки кадров. Типографии испытывают недостаток комплектующих и расходных материалов. А книги дорожают с каждым днём и, кажется, занимают все меньше места в жизни людей. В чем же корень проблемы?

«Почему книжный бизнес в России как будто застыл на краю пропасти?» — этот вопрос все чаще и чаще звучит у меня в голове. И действительно, ситуация тревожная.

Государство: отказ от ответственности

Первое, что бросается в глаза, — практически полное отсутствие государственной поддержки. Вместо помощи книжный бизнес сталкивается с цензурой, которая не только тормозит развитие, но и создает ощущение страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Государство вполне могло бы выделять гранты и стипендии для авторов, поэтов, переводчиков, культурных обозревателей и популяризаторов литературы. Особенно региональных. В России более 20 республик и более 40 областей. Кто бы что ни говорил, но наша страна многонациональна. Тем не менее у нас почти полностью отсутствует поддержка национальных писателей и в целом национальной литературы.

Поддержка типографий, предоставление субсидий, финансовая помощь издательствам позволили бы выпускать книги с увеличенным тиражом и осуществлять более масштабные рекламные кампании. А отмена НДС на книжную продукцию могла бы оказать существенную поддержку всей отрасли в целом.

Инвестиции: где найти свет в темноте?

Вторая крупная проблема — отсутствие крупных инвесторов. Книжный бизнес, как и любой другой, нуждается в инвестициях для развития. Большие бюджеты необходимы не только на издание и продвижение книг, но также и на выставки, производство контента, спецпроекты, конкурсы, литературные фестивали и премии. Поддержка участия писателей и издательств в международных книжных ярмарках и выставках способствовала бы расширению аудитории и продвижению литературы за пределами нашей страны.

Но, увы, новые игроки появляются на рынке, как правило, только при поддержке или участии существующих лидеров отрасли...

С вами была Гузель Зиятдинович. Любите книги? Заходите в мой Телеграм!

| Поддержать канал материально можно здесь |