Найти тему

Из проповеди святого Григория Нисского, епископа, на книгу Екклисиаста

Из проповеди святого Григория Нисского, епископа, на книгу Екклисиаста (Проповедь 6)

Есть время рождаться и время умирать

"Время рождаться, и время умирать" - говорит Екклесиаст. Весьма справедливо указывает он в самом начале сию необходимую связь смерти и рождения. Ибо смерть необходимо является по рождении и всё рождаемое подвержено тлению."Время рождаться, и время умирать". Лишь бы и мне дано было родиться во время благоприятное и умереть во время благопотребное. Ибо несомненно, Проповедник говорит о таком рождении и о такой смерти, которые не невольно и не вдруг приходят, но могут быть истинными делами добродетели. Но естественное рождение - не от воли жены, и не зависит от смерти в обыденном значении сего слова, не может быть волею избрано умирающим. А независящее от нас не можем мы называть пороком, либо добродетелью. Посему-; надлежит размыслить, что есть рождение во время благопотребное, и что - смерть во время благоприятное.Полагаю я, блаженно такое рождение, благоприятное во времени, когда человек - по слову пророка Исаии - вступает на путь спасения своего во страхе Божием и приносит его в мир посреди страданий души рождающей. Посему мы, да будет позволено так сказать, - сами себя рождаем, когда, возлюбив благо, и свободно самих себя созидаем, рождаем и приносим в мир.Мы творим сие тогда, когда принимаем Бога, делаемся чадами Его, чадами Всевышнего. Но и несовершенными, ущербными, рождаемся мы, когда не утвердился в нас, - как говорит святой Павел, "образ Христов". А ведь "человеку Божию" надлежит быть "совершенным" и цельным.И, коль скоро известно, что есть рождение во время благопотребное, - ведомо равно, что есть смерть во время благоприятное. И также не неведомо, отчего для святого Павла всякое время было благопотребным ко смерти благой. Вопиет он о том в посланиях своих: "Я каждый день умираю в похвалу вашу" и: "за Тебя умерщвляют нас всякий день", и наконец: "В себе самих носим мы мертвость".Здесь мы ясно видим, в каком смысле умирает Павел всякий день. Не живёт он для греха, непрестанно умерщвляя плоть, в себе самом нося мертвость плоти Христовой, неустанно сораспинаясь Христу, - уже не он живёт, но живёт в нём Христос. Полагаю, таковая смерть и есть смерть благопотребная, ведущая в жизнь истинную.Говорит Господь: "Я умерщвляю и оживляю". Говорит, уча, что истинный дар Божий есть смерть греха и жизнь в Духе. Он послал смерть, посему и обещает животворить.

-2

Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов:

https://yoomoney.ru/to/4100118560835057