Найти тему
Корабельный кот

Работа в море. Что страшнее: пираты или коллеги на борту?

Александр Бова работает вторым помощником капитана на сухогрузном судне. В море ходит с 17 лет. На рейсах ему приходится часто сталкиваться с экстренными ситуациями. О том, как рейсы влияют на психическое состояние и где можно спрятаться на захваченном пиратами судне – в нашем интервью.

Александр Бова, второй помощник капитана
Александр Бова, второй помощник капитана


— Что входит в ваши обязанности на судне?

— Основные задачи – составить безопасный маршрут перехода от порта до порта, подготовить для капитана всю информацию о переходе, быть ответственным за спасательное и пожарное оборудование, медицину. На каждую страну нужно подготовить достаточно много документов, уровень бюрократии с каждым годом становится все выше и выше. Та же Европа в последнее время по документам похожа на Индию, страну третьего мира.

— Странно, ведь сейчас все говорят о цифровизации портов…

— Нет ничего единого. Не то что каждая страна, каждый порт вводит свои правила. Международная морская организация пыталась ввести единые стандарты, это эталон, которого нужно придерживаться. Но этого не происходит. Проблемы с заполнением могут быть даже в написании даты рождения через точку или запятую. Порой на один заход в порт я готовил пять разных по оформлению крю-листов (списков лиц судового экипажа – прим. ред.).

— Насколько морально сложно быть в длительном рейсе?

— Многое зависит от экипажа, какой у тебя капитан, даже повар. Если попадается плохой повар – все страдают. В последний раз мне как раз такой попался. Готовил, как в плохой столовой, мясо могло быть сырым.

На судне должны кормить хорошо, потому что люди там выполняют достаточно тяжелую работу, и еда очень влияет на состояние. К сожалению, таких работников могут оставлять из-за нехватки персонала.

— Как происходит общение с коллегами во время рейса?

— Сейчас в основном все сидят по каютам, в смартфонах. После рабочего дня все уставшие. Такого общения, как было раньше, теперь нет.

— Встречались ли вам пираты?

— Лично мне нет, но одно из судов компании, где я работал, захватывали пираты. Это случилось в день рождения капитана. Пираты пришли на мостик с оружием. Но захватить удалось лишь часть команды. Оставшийся экипаж смог спрятаться и увести судно. Захваченных моряков отпустили за выкуп.

Судно защищают от нападения пиратов колючей проволокой. Однажды мы обмотали ей наш сухогруз, а потом попали в шторм и проволоку смыло. И в тот момент, когда мы подошли к самой опасной зоне в Сомали, у нас сломалась турбина и мы встали в дрейф. Но на нас не напали.

Александр Бова, фото с рейса
Александр Бова, фото с рейса

— Как еще можно защититься от пиратов на судне?

— Главное при нападении пиратов, чтобы экипаж успел спрятаться в защитном помещении, в основном в машинном отделении. Там ставятся очень хорошие двери, которые трудно взломать. Судно при этом обесточивается. В помещении есть специальное оборудование, с помощью которого отправляют сигнал бедствия. В течение часа обычно судно должны спасти, потому что в опасных зонах дежурят военные катера.

— Приходилось ли вам в море спасать людей?

— У моего товарища была история: судно шло у берегов Австралии, боцман увидел впереди людей, терпящих бедствие. Они барахтались за бортом в спасательных жилетах, а рядом с ними была перевернутая яхта. Боцман кинул им круг и сообщил об этом капитану. Он, в свою очередь, оказывать помощь не захотел. Вся палубная команда написала письмо об инциденте в компанию. Капитана списали в ближайшем порту. Тех людей в итоге спасло другое судно.

— А как приходится оказывать медицинскую помощь на борту?

— При отсутствии на судне врача за медицину отвечает как раз второй помощник. Однажды я принял ночную вахту капитана. И вдруг он приходит ко мне и говорит, что странно себя чувствует, не помнит меня и где он находится. Я понял, что это инсульт и попросил его вытянуть руки и язык. Он это сделал, но был полностью потерян в пространстве. Впоследствии выяснилось, что это было прединсультное состояние и уже тогда нужно было начать действовать.

Мы оказали ему первую медицинскую помощь и сообщили в компанию. Его на вертолете доставили в больницу. Он смог восстановить память.

Александр Бова, фото с рейса
Александр Бова, фото с рейса

— Вы работаете в море с 17 лет. Хотели бы вы сейчас поменять сферу деятельности?

— Да, хотел бы. Говорят, надо менять сферу деятельности каждые 10 лет. Работа в море сильно сказывается на психике. После рейсов становишься более раздражительным. Тяжело завести семью: не каждая дама станет ждать моряка. Самое главное, чтобы дома ждали и хотелось туда вернуться.

— А что вдохновляет в работе моряком?

— Как и в каждой работе есть плюсы и минусы. Иногда мне кажется, что работа в море это золотая середина – на судне успеваешь соскучиться по родным и близким, а дома не успеваешь надоесть.

— Что вы можете пожелать вашим коллегам?

— Тем, кто на берегу, вовремя уходить на контракт с достойной зарплатой, интересной работой и хорошим экипажем. А для тех, кто в море – вовремя возвращаться в любящую семью, здоровыми, богатыми и счастливыми! И помните – безопасность на первом месте и в море, и на берегу!

Подписывайся на телеграм-канал Корабельный кот – рассказываем о самых актуальных темах логистики на воде ⚓️