Из Наставлений святого Колумбана, аввы (Наставление о вере, 3-5)
Неисследимая глубина Божия
Бог вездесущ, неизмеримо величие Его, и повсюду Он близок к нам. Он Сам свидетельствует о том, говоря: "Я Бог близкий, а не далёкий". И потому Бог, коего мы ищем, не далеко от нас, но - в нас самих, когда мы достойны сего. Обитает Он в нас, подобно тому, как душа пребывает во плоти, когда мы - здоровые члены Его суть, и если мы воистину умерли для греха. Тогда истинно обитает в нас сказавший: "Приду и поселюсь посреди них". Если мы сподобимся пребывания Его в нас, - тогда Он животворит нас, живые члены Свои, во истине: "Ибо мы Им, - говорит апостол, - живём и движемся и существуем".Но кто возможет вместить Бога Всевышнего, Его неизреченную, невместимую сущность? Кто возможет измерить бесконечность Божию? Кто дерзнёт похвалиться познанием Бога беспредельного, всё Собою исполняющего, всё объемлющего, проницающего и всё превосходящего, Бога, захватывающего всё, Бога, Коего никак невозможно уловить, Коего "никто не видел, как Он есть". Итак, да никто не осмелится исследовать непроницаемые тайны Божии: Кто Он, откуда и зачем. Сего ни дождаться, ни уразуметь, ни изречь невозможно. Но вместо того, - уверуй во всесовершенных простоте и силе, что Бог таков, каким Он был и каков пребудет, ибо Бог неизменен.Итак, Кто есть Бог? Отец, Сын и Святой Дух есть Бог Единый. Не ищи более. Те же, что ищут постичь безмерного Бога, пусть прежде потщатся познать мироздание. Знание о Пресвятой Троице справедливо сравнивают с морскою глубиной, по слову мудрого: "кто возможет исследовать неисследимое?" Подобно тому, как зрению человеческому недоступны морские глубины, так и Пресвятая Троица недоступна человеческому разумению. И посему, всякий, кто стремится знать, как надлежит ему веровать, да не полагает в себе, что более уразумеет рассуждая, нежели собственно верою. И чем более ищут Божественной Премудрости, тем более отдаляется она.Стремись совершенно познавать Бога не велеречием, но совершенством жизни, не словами, но верою, происходящей от простоты сердечной, ане из опытов ученого безбожия. И если ты решишься в сих опытах искать неизреченное, "отдалится оно от тебя", если же исследовать станешь верою - тогда "Премудрость стоит" там, где она есть, "у дверей твоих". И там, где она есть, можешь ты узреть её, хотя и несовершенно. Мы воистину обретаем её тогда, когда веруем в Незримого, даже и не разумея. Бог незрим, и посему надлежит нам веровать в Него, хотя сердце чистое может, до некоторой степени, видеть Его.
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: