Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Россияне ежегодно теряют 78 млрд рублей, отказываясь оспаривать неудачные покупки

Более 50% взрослых жителей России в своей жизни оспаривали покупку или неудачный перевод денежных средств, 24% из них ‒ за последний год. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования аналитического проекта Tinkoff Data и общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ).

Аналитики выяснили, что в среднем за год респонденты недополучают 78 млрд руб. за некачественные покупки и другие платежные операции: они просто не оспаривают эти транзакции. 17% опрошенных женщин не знают, куда обратиться за помощью в спорных ситуациях. 40% мужчин не пытаются вернуть потраченные деньги, потому что считают, что сами виноваты и не готовы к разбирательству по этому вопросу.

Вместе с тем почти 80% среди тех, кто оспаривал операции, ответили, что смогли вернуть деньги за покупки и переводы. Чаще всего это удается людям от 35 до 44 лет: 82% респондентов этого возраста уверяют, что в спорной ситуации смогли получить компенсацию.

О возможности оспаривания операций через банки знают лишь 16% опрошенных. В частности, 90% клиентов «Тинькофф», оспаривавших платежные операции, в 2023 г. вернули деньги за неудачные покупки и другие операции. Средний чек возврата такой операции составил 10 500 руб.

Готовность оспаривать неудачные покупки также зависит от потраченной суммы. Так, больше половины респондентов готовы оформлять претензии, если речь идет о товарах и услугах дороже 5000 руб. При этом в полицию большинство участников исследования готовы писать заявление, если нужно вернуть от 1000 до 10 000 руб.

Как отметил председатель общественной организации по защите прав потребителей ОПИ Олег Павлов, различные нарушения на потребительском рынке, ежегодно приводят к десяткам и сотням тысяч судебных разбирательств и жалоб в уполномоченные органы.

«Стоит помнить, что в некоторых случаях, когда цена вопроса небольшая или потребитель не располагает временем и средствами для погружения в проблему и привлечения квалифицированной юридической помощи, он предпочитает смириться с потерей и оставить все как есть», ‒ сказал он.