Очевидный вопрос: “а почему у Свободы обнажена грудь?”
Знаменитая “Свобода ведущая народ” или, иначе, “Свобода на баррикадах” (1830) Эжена Делакруа, художника сначала сделавшего романтизм мейнстримом, а затем предавшего его в угоду успеху и благополучию и превратившегося в конце жизни в одного из столпов салонной живописи.
Но всё это не отменяет его большого таланта и совершенно филигранного мастерства. Так уж получилось.
“Свобода” оказалась своего рода его прощальным романтическим манифестом, где, если опустить очевидный антимонархический месседж в поддержку июльской революции 1830, сделавший эту картину легендарной, основным посланием оказывается один из постулатов романтизма - есть вещи ценнее жизни.
Конечно же, в данном случае, это те самые ценности Великой французской революции: Свобода, Равенство, Братство. Но это - частный случай общего принципа, столь чуждого нашему глубоко неромантическому времени: есть вещи за которые можно отдать жизнь.
Позже этот общий принцип будет наполняться самым разным содержанием вплоть до совершенно зловещего, но в этом, пожалуй, уже трудно винить романтиков.
Но, однако, вернемся к живописи и зададимся очевидным вопросом: “а почему у Свободы обнажена грудь?”.
Есть, “символическая”, так сказать социальная, версия - голая грудь Свободы известной еще под именем Марианны - почти канонического символа революции 1789 года - демонстрирует отсутствие корсета и указывает на демократическое, народное происхождение Свободы.
Это, конечно, верно, но мы же с вами больше про живопись и давайте с этой точки зрения разберемся откуда, так сказать, растет эта голая грудь?
С античных времен и позже с эпохи Возрождения нагота - атрибут божественности и Свобода на картине Делакруа открывая свой бюст возвышает свой статус до уровня небожителя.
Фактически Делакруа на своей картине добавляет новую богиню в традиционный пантеон: была, например, богиня победы - Ника, а теперь вот Марианна - богиня Свободы.
И, таким образом, Свобода за которую гибнут на баррикадах приобретает высший, небесный статус, ставящий её выше материальных ценностей этого мира и делающий и тем за что можно (и нужно) отдать жизнь.
А вот мертвый голый мужчина, лежащий у ног Свободы это уже цитата из знаменитой картины друга Делакруа - Теодора Жерико “Плот Медузы” (1819).
Вот он - лежит в нижнем правом от нас углу картины, свесившись в воду. Этот труп Жерико написал в последний момент и позировал для него никто иной как …Делакруа.
Так что мертвого обнаженного мужчину в “Свободе на баррикадах” можно считать не только цитатой, но и своего рода косвенным автопортретом самого Делакруа.
А смысл цитаты очевиден: отсылка к ужасу катастрофы, изображенной на картине Жерико (его картина имела огромный и скандальный успех), оправдывает все ужасы революции, во главе которой стоит на баррикадах сама Свобода.
ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день