Толкование из Книги увещаний святого Григория Великого, Папы, на книгу Иова (книга 3, 15-16)
Если мы приемлем блага из рук Божиих, отчего не принять и зла?
Зря сокровище внутренней премудрости, и вместе видя немощь плоти нашей вовне, говорит святой Павел: "Сокровища мы носим в сосудах глиняных". Если же говорить о святом муже, Иове, - сосуд глиняный разбился от нанесённых ран, но сокровище внутреннее не пострадало. Вовне нанесен был урон, кровоточили раны, внутри же неизменно умножавшееся сокровище премудрости явилось через исполненные разумения слова: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" Благодеяния Божии, как временные, так и вечные, именуются благом, злом же называется скорбь, кою доводится вкушать, о нём же говорил Господь устами пророка: "Я Господь и нет иного. Я образую свет и творю тьму, дарую благоденствие и несчастие"."Образую свет и творю тьму", ибо когда, по беззакониям нашим, открывается тьма страдания, тогда вовне, благодаря познанию дел Божиих, возгорается свет души. "Я дарую благоденствие и несчастие", - ибо когда творения, по природе своей благие, но неверно нами используемые, являются причиною нашего наказания, и призывают на главу нашу несчастия, - тогда мы вновь обретаем мир с Богом. Грех посеял вражду между нами и Богом, посему нам надлежит, избывая его, примиряться с Творцом. Ибо когда творение, благое по природе своей, делается причиною страдания нашего, тогда мы, научаясь, смиренно примиряемся с Творцом своим вновь.Из всех речений Иова особого внимания заслуживают несравненно мудрые слова, обращённые им против роптаний жены: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" Воистину, великое утешение - посреди скорбей воспомянуть о благодеяниях, дарованных нам Творцом. Человек не будет сломлен страданием, если обретет временное утверждение, воспомянув благодеяния, коих сподобился. Посему написано: "В дни благоденствия не забывай скорбей, и в час скорби памятуй о счастии".Ибо случается облагодетельствованному, и не вкусившему скорбей, вовсе возгордиться. Тот же, кто вкусит страдания, и не находит утешения в прежде бывших благодеяниях, - утратит равновесие духа, и совершенно предастся унынию.Посему, следует соединить сии два, так, чтобы одно дополняло другое: чтобы воспоминание блага утоляло страдание, вызванное неприятным событием, но и чтобы радование о благе умерялось боязнью страдания.Итак, чтобы, вкушая скорби многие, утвердиться в духе, - воспоминает святой Иов сладость дарованных ему некогда благодеяний, говоря: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?"
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: