Найти тему
Известия

Наземные беспилотники: на что способны сухопутные дроны в российской армии

Помимо воздушных дронов в российской армии происходит внедрение наземных беспилотных систем. Какие возможности они предоставляют и какими перспективами обладают, выясняла программа «Совбез».

Фото: ИЗВЕСТИЯ
Фото: ИЗВЕСТИЯ

На донецком направлении российский наземный беспилотник-камикадзе «Скорпион» смог достичь пулеметной точки Вооруженных сил Украины (ВСУ), обойдя все препятствия. Оператор произвел подрыв дистанционно. Мощный взрыв, попавший на видео, свидетельствует, что робот был оснащен противотанковой миной. Технические характеристики дрона держатся в секрете, но уже понятно, что подобные машины стремительно завоевывают поле бое.

«Дроны-камикадзе могут забираться под бронетехнику, в окопы, под поезда. Это универсальные платформы», — отметил инженер-конструктор наземных беспилотников с позывным «Ветер».

Главное предназначение сухопутных беспилотников — это сохранение жизни солдат. Робот используют на самых опасных направлениях, на переднем крае обороны или наступления. Особенность таких дронов — в модульной конструкции. Платформу можно перестроить под любую задачу. Например, для постановки дымовой завесы. Также дрон можно оснастить комплексом радиоэлектронной борьбы, чтобы глушить сигналы беспилотников противника.

Робототехнический комплекс «Курьер» уже прошел обкатку на авдеевском направлении. На нем можно закрепить любое вооружение, от пулеметов до противотанковых комплексов. Дальность управления — до 10 км. Время работы без подзарядки составляет до трех суток и зависит от нагрузки и местности, по которой движется робот.

Различные сухопутные беспилотники становятся незаменимыми помощниками для штурмовых отрядов. Главное требование к ним — это высокая проходимость. На линии боевого соприкосновения земля изрыта воронками. Из-за этого приходится постоянно маневрировать. Поэтому дроны чаще оснащаются гусеницами. Такой беспилотник может подойти к позиции беспилотника в лесопосадке, оставаясь незамеченным благодаря небольшим габаритам.

К беспилотнику можно присоединить тележку для эвакуации раненых или установить пулеметную систему. По большей части наземные дроны имеют электрические двигатели. Они менее мощные, чем бензиновые, но зато такие силовые установки сложно обнаружить при помощи разведывательного оборудования.

«Они менее шумные, они не греются, то есть тепловизором их очень сложно обнаружить, особенно если они с закрытым корпусом, в отличие от двигателей внутреннего сгорания, который выпускает много газов», — рассказал «Ветер».

Небольшие роботизированные платформы создают сами бойцы недалеко от линии боевого соприкосновения. Военные называют их «прифронтовыми конструкторскими бюро». Образцы испытывают сразу же в реальных боевых условиях. Чтобы стать опытным оператором сухопутного дрона, нужно всего две-три недели тренировок. Большинство роботом управляется, как в компьютерной игре при помощи пульта. Команды идут по радиосигналу. Во время боевого задания за дронами присматривают операторы воздушных беспилотников на случай, если связь оборвется.

«Средняя дальность составляет 1–3 км, оператор управляет дроном за счет FPV-системы, то есть камер, установленных на борту. Он видит всё, что происходит. Управление происходит м помощью пульта, возможны GPS-навигация, ГЛОНАСС-навигация», — отметил «Ветер».

Роботам поручают и доставку провизии, медикаментов и боеприпасов прямо на передовую. Такие беспилотники еще называют «курьерами» или «тележками». Средняя платформа может привезти до 150 кг полезной нагрузки. Человеку такое не под силу.

Есть и роботы-санитары, которые эвакуируют раненых с поля боя. Грузоподъемность таких беспилотников достигает 250 кг, а скорость — до 20 км/ч. По возможности эвакуация происходит в ночное время. Пострадавшего накрывают специальным антитепловизионным материалом, чтобы сделать его менее заметным для украинских дронов.

«От беспилотников воздушного типа эвакуационные дроны в основном защищаются либо решетками, либо матами. Более эффективны именно решетки, которые защищают от попадания снаряда с воздушного дрона», — рассказал «Ветер».

Самое большое распространение беспилотники получили в инженерных войсках. Российский робот «Уран-6» расчищает минным тралом полосу шириной 2 м. Сам он выдерживает подрыв до 60 кг тротила. На роботе закреплены четыре камеры, обеспечивающие круговой обзор. Максимальная дальность управления — 1 км.

Беспилотная установка дистанционного разминирования может находиться и на базе обычного снегоболотохода. Такой образец был создан курганскими конструкторами. В ее основе принцип работы комплекса «Змей Горыныч». Самоходка запускает тяжелый 100-метровый шнур, который при детонации уничтожает мины. Получается безопасный коридор, по которому может пройти пехота и бронетехника. Это самый эффективный метод разминирования.

«Колеса низкого явления, за счет чего они могут ездить по противотанковым минам, не вызывая их срабатывания. Противопехотные, даже если они срабатывают, практически не наносят никакого ущерба колесу», — рассказал инженер-конструктор Антон Орловский.

Роботы могут еще минировать поля, как это делает платформа «Кактус». Она способна за один заход засеять боеприпасами территорию размером с футбольное поле. Так один робот делает работу, которую обычно выполняют два-три сапера. «Кактус» может нести на себе 24 противопехотные мины, которые выстреливаются на расстояние до 50 м. Благодаря модульной конструкции можно также установить гранатометы и противотанковые мины. Дальность управления — до 2 км, а одного заряда аккумулятора хватает на 4 часа работы.