Найти тему
Учительская

Детский технопарк «Школьный Кванториум»: новое качество школьного образования для быстро меняющейся технологической реальности

Одна из магистральных идей создания и функционирования Детских технопарков – через привлечение ресурсов и использование преимуществ дополнительного образования достигнуть нового качества общего образования.

   Фото предоставлено Павлом Трошкеевым, директором ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Санкт-Петербурга
Фото предоставлено Павлом Трошкеевым, директором ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Санкт-Петербурга

За счет чего это можно реализовать? Во-первых, за счет интеграции, при которой получается значительно расширить возможности стандартных образовательных программ. Преподавание таких предметов как «Физика», «Химия», «Биология», «Технология» в этом случае сопровождается изучением школьниками дополнительных образовательных программ информационной, инженерно-технической и естественнонаучной направленностей.

Во-вторых, за счет изменения самого подхода к обучению. Дополнительное образование является сегодня наиболее гибким и свободным звеном образовательной системы: в самой идеологии дополнительного образования заложен принцип свободы выбора. Это та образовательная среда, которая формирует гибкие навыки, учит и дает детям опыт командной работы, стимулирует участие в проектной деятельности, олимпиадах, конкурсах.

Кроме того, часы дополнительного образования не только встраиваются в общую систему углубленной работы по каждому из предметов, но и непосредственно позволяют реализовать междисциплинарный и метапредметный подход, создавая возможности для создания и разработки групповых проектов, индивидуальной и командной работы, для подготовки к олимпиадам, конкурсам, чемпионатам профессионального мастерства.

В-третьих, именно дополнительное образование – это возможность создания и совершенствования практикоориентированного образовательного процесса. Задача школы – выпустить подготовленного к взрослой жизни выпускника, конкурентоспособного, определившегося с выбором будущей востребованной профессии.

Можно ли наблюдать химические реакции просто на интерактивной доске? Как такое знание закрепится в голове школьника? Все мы знаем, что восприятие идет по разным каналам – через осязание, обоняние, слух. Чтобы что-то запомнить и усвоить – лучше реально это сделать своими руками.

В Школьном Кванториуме на протяжении нескольких лет в процессе взросления, прямо во время уроков, ученик может работать в разных лабораториях, на современных станках и приборах, может понять, какой сфере деятельности он готов посвятить свою дальнейшую профессиональную жизнь.

Школьный Кванториум, расширяющий возможности общего образования за счет дополнительного, дает основу для построения индивидуальных образовательных треков для каждого ребенка.

Как формируется такой индивидуальный образовательный маршрут?

Много внимания уделяется выявлению интересов и склонностей детей. Для этого проводится родительское собрание, для детей организуется встреча с педагогами Школьного Кванториума. Каждый педагог рассказывает о своем направлении, о своей лаборатории. Кроме того, школьники проходят психологическое тестирование, выявляющее их склонности. С каждым ребенком проводится беседа, которая призвана не только выявить интересы, но и сыграть мотивирующую и целеполагающую роль. Для учеников не просто организуется экскурсия по Школьному Кванториуму, но и «профессиональные пробы», в ходе которых они могут поработать на оборудовании и пообщаться с педагогами.

В результате выявляются индивидуальные образовательные запросы. Кто-то выбирает робототехнику, кто-то – биотехнологию или 3D-моделирование, а кто-то из учеников принимает решение посещать курс тележурналистики.

   Фото предоставлено Павлом Трошкеевым, директором ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Санкт-Петербурга
Фото предоставлено Павлом Трошкеевым, директором ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Санкт-Петербурга

Теперь несколько слов о педагогах.

Когда мы получили список оборудования для Школьного Кванториума, первый вопрос был: а кто, собственно, сможет на нем работать?

Еще лет 5 назад педагогическая общественность активно обсуждала, что учитель перестал быть единственным источником знаний, а, следовательно, должен стать для ученика помощником, наставником и проводником по индивидуальному образовательному маршруту. Сегодня к этому необходимо добавить, что еще должен и в совершенстве владеть современным оборудованием. Уметь и быть готовым учиться новому.

Для решения вопроса с кадровым обеспечением работы Школьного Кванториума есть несколько вариантов. Первый – это когда учителя, которые ведут основные уроки, становятся также педагогами дополнительного образования в Школьном Кванториуме. Например, учителя биологии, химии, физики во второй половине дня ведут занятия в биологической, химической, физической лабораториях. Второй вариант – прием на работу непосредственно педагогов дополнительного образования. Откуда же их взять для реализации программ гео- и аэроинформационных технологий, IT, робототехники, программирования роботов, медиа? Педагогические вузы таких специалистов не выпускают.

Мы взяли на работу студентов непедагогических вузов. Это молодые, креативные, увлеченные своим делом люди, готовые передавать детям только что усвоенные ими самими навыки и умения. Это обеспечит освоение актуальных знаний и навыков, ученик не будет безнадежно отставать от молниеносно изменяющейся технологической реальности.

Какие еще преимущества дополнительного образования, организованного на базе детских технопарков «Школьный Кванториум», позволяют достигнуть нового качества общего образования?

Например, иначе организованное учебное пространство.

В результате реализации индивидуальных треков, на основных уроках вместе собираются учащиеся, которые изучают данную дисциплину на базовом уровне, и те, которые осваивают ее углубленно. В данном случае педагогу приходится планировать урок, учитывая большую разницу в уровне подготовки детей, сидящих в одном классе. Как помочь учителю качественно справиться с этой задачей?

Гибкое зонирование кабинетов. Учебный кабинет оснащен прозрачными и мобильными шумоизоляционными перегородками, которые позволяют разделить его на теоретическую и практическую зоны. Практические зоны – это, в большинстве случаев, и есть лаборатории Школьного Кванториума, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Подобное зонирование кабинета позволяет учителю одновременно работать с двумя группами: дети, изучающие предмет на базовом уровне, находятся в теоретической части кабинета, а учащиеся, осваивающие предмет углубленно, могут во время этого же урока, под присмотром учителя, в практической зоне заниматься исследовательской деятельностью, командной и индивидуальной работой над своим проектом.

Еще один отлично работающий вариант: дети, изучающие предмет на углубленном уровне, могут выступать «помощниками» учителя на уроке, наставниками в формате «сверстник-сверстник», лидерами проектных команд, и т.д. Для детей-наставников это всегда форма поощрения и доверия, возможность проявить себя и еще больше заинтересоваться предметом.

Таким образом, детский технопарк «Школьный Кванториум» не просто позволяет достигнуть нового качества школьного образования. Это тот случай, когда целое значительно больше, чем просто сумма двух составляющих – общего и дополнительного образования.

Павел Трошкеев, директор ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Санкт-Петербурга
Ксения Сушкова, главный специалист ФГАУ Центр просветительских инициатив Министерства просвещения РФ

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».