Некая Гулрухсор Сафиева поддерживала радикальные погромы против русского населения в Душанбе в начале 90-х. Когда пожарище гражданской войны стало подкрадываться к ней, её тайком вывезли в безопасное место самолётом российского посольства. Теперь она вновь подала голос.
Есть ли среди друзей Гостя с Юга кто-то, кого начало 90-х застали в Таджикистане? Или, на худой конец, в любой бывшей республике Средней Азии? Думаю, сценарии были идентичные. Но всё равно, поделитесь воспоминаниями.
Пока же поговорим о таджикской поэтессе Гулрухсор Сафиевой.
Женщина на баррикадах
Сафиева – выпускница госуниверситета Таджикистана им. Ленина, член союза писателей, народный Депутат СССР от Советского фонда культуры. Обласканная коммунистическими властями, одаренная всеми возможными в то время благами. Её стихи были во всех школьных учебниках (поправьте меня, если это не так), её портреты украшали учебные классы.
Но в 1991 году, как только по Средней Азии понеслась волна первых протестов, поэтесса из непробиваемой коммунистки в мгновение ока превращается в ярую националистку радикальных убеждений.
Послушайте её речи на баррикадах, когда она выступала за русские погромы: "поруганная северными варварами моя прекрасная темноглазая Родина!", "Час расплаты наступил! (далее про кровь тех самых варваров, которую необходимо смыть)". Про Великую Отечественную войну дословную цитату тоже приводить не стану, ибо Дзен, трепетно относящийся к стилистике, расценит это как язык вражды. Просто перескажу. Ту Священную войну она называла кухонным гаджетом, который хозяйки используют для приготовления фарша. Только вместо хозяйки – русский народ, а вместо мяса – насильно загоняемые в окопы таджики. Каково?
Блогер Abelyar Konstantin привёл слова очевидца одного из пламенных выступлений Сафиевой:
- Она стояла прямо на грязных покрышках. За её спиной дымилась сожжённая техника и ветер обдувал ей волосы так сильно, что она больше походила на Кахину (царица берберско-иудейского княжества, боролась за защиту своего народа и страны от арабского вторжения - Авт). Глаза горели..., описать очень сложно, но я никогда не забуду образ женщины без сердца, без уюта и доброты. Столько злости и боли было отражено в её лице!
"Россия, помоги!"
А потом случилось неожиданное. Когда русских из Таджикистана практически выдавили, исламисты пришли за… Сафиевой.
Пришли, чтобы расправиться, как это они уже сделали со многими советскими деятелями культуры, науки и искусства. Можете представить себе её шок. Вот и настал тот самый час расплаты. Только для неё самой.
Происходило это всё на улице, тому были свидетели. Один из них потом рассказывал:
- Она, с растрёпанными волосами, на коленях перед вооружёнными мужчинами. И умоляет: "Как вы можете, вы же в школе наизусть учили мои стихи!". Потом заплакала и обещала уехать на всегда. Один из националистов узнал поэтессу по фото в учебнике, пожалел, но взял обещание, что уедет из Таджикистана, иначе…
Как вы понимаете, спасли её русские дипломаты. На самолёте посольства вывезли из Душанбе в Москву, где сначала коллеги-поэты дали кров в Переделкино, а потом администрация тогдашнего президента помогла ей с жильём на Рублевском шоссе.
Зарабатывает в России, но живёт в Таджикистане
И вот прошло 30 лет. И снова те же на манеже.
Из Душанбе раздался голос Сафиевой. Да, она вернулась туда, как замоячили обвинения в экстремизме. Правда, оставив за собой права собственности на недвижимость в Москве. Ну и заодно право зарабатывать в России.
Сейчас поэтесса переквалифицировалась в правозащитницу, точнее, в защитницу прав таджикских мигрантов.
- Я не хотела бы говорить об этом - о том, скольких людей привозят из России в цинковых гробах. Тысячи. И это только те, кого могут привезти. Получается, что Россия нуждается в рабочих руках этих людей. Но простые человеческие правила здесь не работают. Нигде гастарбайтеры не бедствуют, как в России.
Правда, она обошла стороной цифры статистики о том, что правонарушений в отношении мигрантов в разы (!) меньше правонарушений, которые совершают сами мигранты.
- Последние годы мы были вынуждены просить подаяния. Хватит уже стоять на паперти! Как может народ, чье название начинается со слова "тодж" ("корона"), просить подаяние? – призывает (?) Сафиева.
Кстати, зарабатывать она, повторюсь, в России. Она продолжает оставаться членом Союза писателей Москвы, почётным членом международного ПЭН-центра, до этого 10 лет была президентом Европейской академии культуры Москвы. Её книги продаются на Wildberries и OZON.
Словом, "золотая жила" как ненависти, так дохода для неё остаётся в России.