Найти тему
ПоУшиВКино

Мини-сериал “Оленёнок” (2024, Baby Reindeer): Бедный несчастный

Оглавление

Он не любит свою работу, своё хобби, свою жизнь и больше всего он не любит себя. Так не любит, что даже ненавидит. А вот это он обожает – ненавидеть себя и прогонять прочь любую возможность стать счастливым. Это Дональд “Донни” Данн, главный герой мини-сериала “Оленёнок” от Netflix. Та модель “древнегреческой трагедии”, которая почему-то сильно приманивает зрителей, заставляя восхищаться зрелищем. После этих коротких семи серий драма Романа Полански “Горькая луна” уже не кажется такой душной и больной.

Постер к сериалу “Оленёнок”
Постер к сериалу “Оленёнок”

Сюжет мини-сериала режиссёров Вероники Тофильской и Жозефин Борнебуш основан на реальной истории (с необходимой долей драматизации) шотландского грайндхаусного комика Ричарда Гэдда (Richard Gadd), кто смело изложил правду своей жизни. Его преследовала женщина, она присылала ему сотни и сотни безграмотных сообщений, которые воспроизведены в сериале, он встречался с женщиной-трансгендером, его изнасиловал мужчина.

Выходя за пределы художественного оформления, можно сказать в первую очередь то, что этот сериал, этот сценарий, который Гэдд написал, является самой настоящей арт-терапией. А ещё больше психодрамой, которую терапевты проводят во время сеанса. Пациент должен воспроизвести историю, которая его мучает, проиграть её во всех деталях, прожить заново с элементами и нюансами. Это болезненный процесс, который не любит никто именно из-за дискомфорта, который он вызывает, из-за сопротивления, отвращения. Но именно этим психодрама и ценна, так как она даёт через боль желанное освобождение. И вот выплеск этой истории с умеренной долей сарказма и самоиронии в публику, вероятно, позволил Ричарду Гэдду сделать себе легче, потому что выговориться в кабинете психотерапевта при таком грузе уже недостаточно.

Сюжет мини-сериала

Донни Данн живёт в доме Лиз, матери своей бывшей девушки Кили, работает в баре “Хартс” в Камдене. Он предпринимает попытки продвинуться в стенд-ап комедии, безуспешно выступая в маленьких барах. Но его выступления на редкость несмешные и жалкие, потому что смеются не над шутками, а над самим Донни. Он это понимает и закрывает на это глаза, продолжая идти по проторенной дорожке. Донни встречается с девушкой-трансгендером Тери, с которой познакомился на сайте знакомств. Она ему очень нравится, но отношения не могут установиться в нормальном русле, потому что Донни постоянно лжёт и что-то скрывает.

А есть, что скрывать. Абьюзивные отношения со сценаристом Дарриеном О’Коннором и 43-летней женщиной-юристом Мартой Скотт, обвинённой в сталкинге своего босса-адвоката и отбывшей за это срок. Возможно, не было бы знакомства с Мартой, если бы не связь с Дарриеном.

Реальная история за сценарием

Ранние шоу Ричарда Гэдда были полны секса, насилия и унижения, словно за карикатурным образом комик скрывал свои настоящие боли.

В 2015 году комика Ричарда Гэдда начала преследовать женщина (в сериале её назвали Марта, реальное имя, конечно, не называется). Также в сериале изменён её возраст: в сериале ей сорок три, в реальной жизни сталкерша была старше на 20 лет.

В этом же году у него вышло хаотичное шоу Waiting for Gaddot, частью которого является и рассказ о том, как парень навещает свою похотливую мать в трейлерном парке.

В 2016 году вышел спектакль Monkey See Monkey Do, ставший продолжением Waiting for Gaddot. В Monkey See Monkey Do основой является внутренний монолог главного героя, в котором он признаётся о пережитом сексуальном насилии. Причём это был очень смелый ход. Тогда общественность не поднимала такой вопрос, как домогательства – особенно в адрес мужчины, а движение #MeToo ещё не открылось.

Автобиографичный моноспектакль Baby Reindeer дебютировал на эдинбургском фестивале Fringe в августе 2019 года. Это стало результатом глубокого самоанализа болезненного события из собственной жизни. Спектакль продолжили показывать в театре Ambassadors в лондонском Вест-Энде и в нью-йоркском BAM (Brooklyn Academy of Music).

Мини-сериал “Оленёнок” стал интимным саморазоблачением Гэдда, в нём слились сюжеты двух спектаклей – из Monkey See Monkey Do о насилии и из Baby Reindeer о преследовании.

Различие моноспектакля Baby Reindeer и сериала от Netflix

Из формата спектакля следует, что в нём кроме Гэдда никого не было. Комик использовал аудиозаписи и письма для создания атмосферы. Реальная преследовательница в спектакле не получает наказания, как в сериале в размере девяти месяцев, потому что Гэдд очень её жалеет из-за её собственной психической травмы.

Но вот уровень преследования в сериале уменьшен – в спектакле Марта оказывала большее давление на главного героя. Из спектакля становится известно, что Марта в общей сложности отправила ему сорок тысяч e-mail и около четырёхсот часов голосовых сообщений плюс сотни твитов и посланий в Фб. В спектакле открывается, что Марта заваливала Ричарда подарками, включая нижнее бельё, снотворные таблетки и игрушку в виде оленёнка, а он принимал подарки, придерживаясь мнения, что их отношения – это нечто большее, чем то, что ожидается от бармена и клиента. В сериале из покупок Марты озвучивается корзинка для пикника (хотя она могла её украсть, там нет уточнений), а единственный подарок, который она ему сделала, было фото, где она в нижнем белье.

В сериале Донни обращается в полицию через полгода после начала преследования. В спектакле озвучивается, что помощи от полиции главный герой добивался шесть лет.

Мысли и впечатления после просмотра

Вот бы кому не помешала встреча с доктором Годвином Бакстером, так это Донни Данну. Ему было бы очень актуально заменить мозг, пронизанный убогой самооценкой и уверенностью, что мир крутится вокруг него. И, что, если он не откликнется на зов манипулятора, с этим манипулятором что-то случится, а, следовательно, Донни очень нужно подержать насильника за руку, пока тот делает своё мерзкое дело.

Донни, конечно, вызывает реакцию. Но не сочувствия. Это уникальная жертва, которая понимает, что он ею является. Отчасти выбор профессии – комик – оправдан. Стоять перед публикой, которая относится к тебе с пренебрежением, считая себя лучше, потому что смеются не над ней, а, наоборот, она. Для углубления драматургии сюжета о комике-неудачнике элемент с публичными насмешками очень подходит, так как он дорисовывает степень ненависти Донни к себе.

В эпизоде с Дарриеном О’Коннором есть момент, когда сознание подаёт Донни оглушительную пожарную тревогу об опасности, но Донни остаётся. Это добровольная жертва. Он стал одаривать знаками внимания женщину, погрязшую в своих фантазиях, чтобы тешить своё больное самолюбие, потому что её комплименты ему льстили. И нужно ли зрителю проявлять эмпатию, чтобы жалеть главного героя?

Донни Данн – это преступник по отношению к себе. Как говорится, преступник всегда возвращается на место преступления, чтобы посмотреть, как выглядит то, что он сделал, какое это впечатление произвело, и смогут ли окружающие понять, что один из них и есть преступник. Донни совершил серийные преступления против себя самого, он не хочет отказываться от больной модели поведения. Он признаёт многое о себе, но возвращается к Марте и Дарриену. Они ему нужны, так как только с ними он может ощутить свою значимость, а без них он чувствует опустошение.

Прикольная фишка этой постановки в её интерактивности – она втягивает зрителя в игру, в точности повторяющую отношения Марты и Донни. Марта, пришедшая в “Хартс”, выглядела несчастной, она сказала, что у неё нет денег. Донни пожалел её, угостил и поинтересовался, как у неё дела. Всего лишь крупица внимания, условного, но для Марты это стало сигналом для действия. ‘Бедный’ Донни оказался в плотной осаде со стороны Марты, и это состояние усиливается с помощью оператора – он снимает главного героя очень крупно, словно это загнанное животное – молодой олень, или оленёнок, как его стала называть Марта – в видоискателе винтовки охотника. И Донни по идее должен стать той самой Мартой для зрителя, кто будет преследовать и вызывать жалость. Вот видите, что со мной происходит, пожалейте меня. Но как можно жалеть того, кто осознанно себя не любит.

В его истории присутствует стокгольмский синдром, который проявляется в том, что Донни признавался себе в жалости к Марте Скотт и в том, что она ему нужна, несмотря на пересечение ею личных границ. Он не удалил её голосовые сообщения, а вместо этого рассортировал по папкам. Он заботливо поделил их на эмоции и, когда почувствовал приток дискомфорта после визита к Дарриену, он включил папку “Комплименты” (Complimentary), где голос Марты говорил ему, какой он замечательный (подсознательно продолжал тянуться к ней за поддержкой). Он чувствовал опустошение, если Марта исчезала на некоторое время. Он тратил время на то, чтобы изучить её поведение, жалел её и переживал, что она может причинить себе боль, если он обойдётся с ней плохо. Он боялся, что она оставит предсмертную записку, обвиняя его, и это едва ли пугало его так, как должно было на самом деле. Она портила его выступления, оскорбляла Кили, комментируя её фотографии в Facebook, и Тери, одаривая её ревнивыми замечаниями и однажды даже совершив нападение.

Донни и Тери
Донни и Тери

В том, что Донни стал маниакально исследовать личность Марты, отчасти прослеживается сталкинг. Он повторяет её путь, фантазируя о том, чего нет – он пытается понять, что с ней, беспокоится, проявляет эмпатию. Когда он открывает ранее непрослушанное сообщение, в нём он слышит единственную откровенную вещь о личности Марты. В ней нет ничего сногсшибательного, но объясняет её поведение. Она росла в обстановке, когда родители постоянно ссорились, до неё не было дела; единственное, что у неё было хорошего, это игрушечный оленёнок. Донни оказался похожим на эту игрушку, и Марта решила присвоить себе его, настоящего, чтобы создать что-то своё, которое не будет ругаться, станет только её. Она придумала, что игрушка стала человеком и прикладывала усилия, чтобы завладеть им.

Из этого следует ещё одна тема. Очень скользкая – быть ли благодарным своему абьюзеру за некие откровения, осознания, размышления о своей личности, на которые он наталкивает, пусть и не пытаясь этого сделать намеренно. Получается, насильник, будучи неплохим психологом, ловит жертву на крючок, озвучивая то, что его жертве важно слышать, эксплуатирует её, получая удовольствие и презрев приносимую боль. В идеале жертва выносит из этого адского знакомства урок, как не следует впредь поступать, закрывает какой-то гештальт, потому что манипулятор надавил на болевую точку, устыдил, что дело не доделано, и жертва пытается срочно перед собой реабилитироваться. В сериале этот момент вскользь озвучивается, когда Донни рассуждает о своих мучителях и должен ли он признать их заслугу. Сам Донни не хочет этого, он сопротивляется их участию в своей жизни. Но тема интересная – не каждый раз обидчики доходят до таких крайностей, но, порой, общение с неприятным человеком заставляет о многом задуматься.

В случае с Донни, пока Дарриен эксплуатировал его как начинающий талант, у которого нет ни когтей, ни связей, потому он абсолютно уязвим, парень встал перед проблемой своей идентичности. Он начал исследовать себя, запутавшись, к какой же породе он принадлежит. Далее он без особой уверенности ответил на вопрос, какая у него ориентация. Его несмелым ответом было: “Би”. Даже в этом Донни какой-то потерянный и неопределённый, хотя в смелости, с какой он искал ответ, ему не откажешь.

Из этого сериала я усвоила то, что не нужно считать себя центром вселенной, кто сможет решить чужие проблемы. В отношениях должны быть границы и заниматься стоит только своими делами. В сериале есть сцена, когда коллеги Донни вклиниваются в его общение с Мартой, когда она очередной раз пришла на минутку и задержалась до самого закрытия. Коллеги подтрунивали над ним: “Когда свадьба?” Марта воодушевилась, она ответила, что станет хорошей женой, у неё квартира отличная, осталось только шторы повесить. В возникшей тишине от Донни требовался ответ. Он пошутил, что повесит эти шторы, посчитав, что она поймёт и тоже посмеётся. Но нет, она поверила, что между ними есть будущее. Так, выражаясь словарём этого шоу, то, когда вам говорят, что повесят ваши шторы, это может быть всего лишь шутка.