Найти тему
Plandi.ru

Город завтрашнего дня : какие изменения нас ждут к 2050 году.

Каким будет город будущего в пределах 2050 года?
Каким будет город будущего в пределах 2050 года?

Сейчас дальше всего заглянули в этом вопросе в передовых ОАЭ, Китае, некоторых городах США, в Японии…

А вообще-то ближе к будущему были писатели-фантасты XX века, по «наводкам» которых сейчас идет современный прогресс. Но остальные страны и города, кажется, видят свое будущее в менее радикальных формах.

Речь идет о прагматичном «построении» городского пространства, коммуникаций, агломераций с учетом требований урбанистического комфорта для современного Homo sapiens.

Считается, что к 2050 году около 70% населения мира будет жить в городах.

Специалисты выявили критерии, которым должен соответствовать современный город, чтобы обеспечить благополучие своих граждан. Звучит это обобщенно: «устойчивость к кризисам и способность подстраиваться под меняющиеся условия» …

Какова концепция городов будущего, которой города будут следовать в ближайшие 20 лет?

На международном уровне темой устойчивости и стабильного развития городов занимаются ООН-Хабитат (The United Nations Human Settlements Programme, UN-HABITAT), так называется программа ООН по населенным пунктам, и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD).

ООН-Хабитат основана в 1978 году с целью обеспечения жителей городов надлежащим жильем и стабильного городского развития. ОЭСР была создана в 1948 году для стимулирования экономического прогресса и мировой торговли.

По международным нормам города должны иметь способность смягчать последствия кризисов и предвосхищать новые, иметь максимальный уровень функциональной «живучести», адаптироваться к меняющимся социальным, экономическим и экологическим условиям.

5 принципов международной стратегии, которые внедряются под эгидой этих организаций звучат так.

  1. Уличная сеть.

Улицы должны занимать не меньше 30% городской земли и иметь минимум 18 км длины на 1 км² города.

2. Плотность населения.

Это так называемый фактор «высокой» плотности населения в городах – минимум 15 000 жителей на 1 км².

3. Застройка смешанного функционала.

Не меньше 40% площади городской застройки в любом районе должно быть отведено под торгово-экономические учреждения – это то, что создает и локальную инфраструктуру в районах, и масштабы всей экономической «машины» полиса.

4. Социальное разнообразие жилья.

Широкий диапазон цен и типов жилья, учитывающий разные уровни доходов, где ни один из типов жилья не занимает больше половины города.

5. Ограниченное землепользование.

Монофункциональные кварталы не должны занимать больше 10% площади любого района.

Для стабильного экономического развития важно разнообразие индустрии и трудовых ресурсов, нужна инфраструктура для разработки и внедрения инноваций.

-2

Социологи считают, что социальное разнообразие делают город более устойчивым к кризисам. Чем комфортнее горожане с разным уровнем дохода соседствуют друг с другом, чем активнее объединяются для совместного управления и содержания территорий, тем выше безопасность и лучше состояние городской среды.

Эффективное управление городом подразумевает наличие мастер-плана. Это стратегия социального, экономического и пространственного развития города, в создание которой вовлечены все заинтересованные стороны – жители, представители бизнеса, власти.

Позиционируется, что городам необходимо интенсивно эксплуатировать имеющиеся земельные ресурсы, избегая чрезмерного разрастания.

В XXI веке основным фактором успешного развития городов является человеческий капитал.

Как сегодня оценивается уровень комфорта городской среды?

Прежде всего, по формуле: комфортный город – компактный город.

-3

Несмотря на приток населения в мегаполисы, необходимо преследовать цели качества жизни всех слоев населения. Современные города не могут разрастаться бесконечно, «стоять» в катастрофических пробках и не могут плодить на своих окраинах трущобы и гетто.

Компактная городская среда должна иметь 4 ключевые характеристики, которые будут ее преимуществами:
- высокая плотность застройки;
- средняя этажность;
- смешанное использование зданий и территорий;
- приоритет перемещения пешком и на общественном транспорте.

  1. Высокая плотность застройки.

ООН-Хабитат выявил цифру высокой плотности городского населения – 15 000 чел. на км². Высокая концентрация жителей предполагает и высокую плотность застройки. Большее уплотнение позволяет четко разграничить природные и урбанизированные территории.

-4

Так как при этом город должен оставаться комфортным, а не напоминать дома, «сидящие» друг на друге, или наоборот – районы, охваченные безжизненными пустырями, зоны уплотнительной застройки имеют разные объемно-пространственные характеристики, которые и определяют комфортность среды. Под этим подразумевается компоновка зданий на плане, инсоляция помещений и прилегающих территорий, плотность улично-дорожной сети, отсутствие больших разрывов между зданиями и т.д.

Компактность определяется соотношением параметров:

- размером квартала
- соотношением длины и ширины квартала
- площадью пятна застройки
- шириной улиц
- общей площадью зданий

2. Средняя этажность.

В условиях плотной застройки наиболее комфортно человек будет себя чувствовать при высоте зданий в 4–7 этажей. Приемлемое соотношение высоты застройки к ширине улицы – 1:1, 1:3 или 1:6. Оптимальное расстояние до улицы – около 25 метров.

3. Смешанное использование зданий и территорий.

В пределах группы кварталов отдельный участок или здание должны заключать в себе сразу несколько функций. Они могут быть разными – социальными, торговыми, деловыми. В идеальной картине мира рядом окажется и работа, и детский сад для ребенка, и магазины.

-5

4. Приоритет перемещения пешком и на общественном транспорте.

Высокая плотность населения предполагает нагрузку на транспортную инфраструктуру. В этих условиях общественный транспорт наиболее эффективен. Компактному городу – разнообразный транспорт, а сюда включаются и такие виды пользователей, о которых все забывают – велосипедисты, самокатчики. Проектирование транспортных коммуникаций должно иметь в виду все виды передвижения населения.

-6

Ориентируясь на эти принципы, и «подгоняя» под них проектирование городов и перепроектирование старых районов, человеческое сообщество в будущем планирует получить города, которые имеют следующие преимущества.

Комфортная и безопасная жизнь в городе:

- каждый сможет получить подходящий досуг и отдых в радиусе 5-иминутной пешеходной доступности;
- на 4% можно увеличить шансы на продвижение по социальной лестнице детей, родившихся в неблагополучных семьях;
- детей спокойнее можно будет отпускать гулять одних во дворе;
- в два раза сокращается преступность в городе со смешанной застройкой;
- на 20% возрастет физическая активность граждан, если они начнут больше ходить пешком и ездить на велосипедах;
- снизится смертность от ДТП на дорогах.

-7

Компактный подход скажется и на развитии бизнеса и производительности труда, приводим цифры из интернета:
- на 6% растет оборот местных предприятий при увеличении пешеходной связанности района на 10%;
- на 10% выше доходы бюджета с гектара компактно застроенной территории по сравнению с рыхлыми и/или низкоплотными районами;
- на 2−4% растет производительность труда при увеличении концентрации населения в 2 раза.

При интенсивном использовании прогнозируют 30%-е сокращение расходов на городскую инфраструктуру на душу населения.

Очень важным фактором является решение экологического вопроса при таком подходе к проектированию городов:
- в 2,5 раза можно сократить энергопотребление;
- на 30% снизить выбросы СО2 в атмосферу.

-8

Таким образом, мировое сообщество стремится к созданию городов, эффективных в социальном, экономическом, логистическом и экологическом плане.

-9

Какая доктрина действует на территории Российской Федерации?

В России статистически есть дефицит городской среды. Ничего удивительного – этот момент определяют масштабы территории государства. И, конечно, в «глубинке» сложно ожидать типы застройки, отвечающие современным представлениям о городе.

Здесь это называется стандартом КРТ – комплексного развития территории.

Методическое руководство было разработано Минстроем России и ДОМ.РФ. К разработке документа привлекли экспертов из четырнадцати стран.

Документ носит рекомендательный характер – он должен помочь привести развитие российских городов к современным моделям развития. Руководство ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы в области градостроительного регулирования и архитектурного проектирования.

Россия «панельная» с микрорайонами советского образца должна измениться под натиском современных стандартов, которые сделают города комфортными и экологичными. До сих пор застройщики используют устаревшие градостроительные подходы и нормативно-правовое регулирование.

В глобальных масштабах к 2030 году отрасль должна обеспечить ввод 120 млн км² жилья (указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474).

Какие стандарты диктует новый градостроительный подход? В общих чертах они пересекаются с международными.

Функциональное разнообразие – развитый стрит-ритейл в микрорайонах.
Безопасность для здоровья населения – улучшение качества воздуха за счет уменьшения трафика, увеличение зеленых рекреационных зон.
Компактная  и плотная застройка – средняя этажность застройки, сомасштабность человеку.
Комфорт и безопасность перемещений – эффективность общественного транспорта, организация безопасного перемещения любого вида – для пешеходов, велосипедистов и т.п.

Гибкость и автономность – вариативность использования зданий и пятен застройки.

Комфортное жилье – разнообразие планировок, типов жилой среды, организации общественных пространств, стимулирование населения к совместному управлению домом и территорией.

Методическое руководство – база из 6-ти книг и 4-х каталогов с готовым набором решений. Все это можно скачать на сайте ДОМ.РФ.

Сюда входит свод принципов КРТ, целевые модели городской среды, стандарты развития уже застроенных территорий, включающие, в том числе, принципы работы по сохранению наследия, стандарты освоения свободных территорий, рекомендации по благоустройству общественных городских пространств.

Руководство содержит и более точечные документы по порядку подготовки рабочей документации, по реализации проектов, конструктивные элементы и узлы открытых городских пространств, принципиальные архитектурно-планировочные решения по застройке кварталов, благоустройству, жилью.

Например, стандарты устанавливают рекомендуемую этажность жилой застройки – 9 этажей, отличается от мировых стандартов. Для дворов определяется минимальный размер – 0,6 га.

Болезненный вопрос парковок на прилегающей территории вдоль улиц решается установленной нормой – 50% от расчетного количества места.

Размер квартала не должен превышать 5 га. 20–30% от общей застройки отводится под стрит-ритейл – объекты торговли, услуг и досуга

Школы в жилых районах должны занимать отдельный квартал и иметь свою спортивную инфраструктуру и пространства для прогулок и отдыха детей.

Интересна трактовка общественных пространств в этих стандартах. Вблизи от группировок жилых домов в 5-минутной пешеходной доступности должны быть скверы – один на несколько домов, в которых расположены площадки для игр, спорта и отдыха.

Итак, модель российской градостроительной отрасли разворачивается в сторону европейских стандартов. Этот процесс не быстрый – время покажет, какими станут российские города через пять лет.