"В начале было Слово" – гласит первая строка Евангелия от Иоанна. Однако если переводить фразу Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος буквально, то она будет звучать как "в начале был Логос". Понятие Логоса, конечно, включает в себя также и слово как важную единицу мышления, но первостепенным по значению в нем все же оказывается "смысл, мысль". Иными словами, можно воспринимать ключевую строку так – "В начале был Смысл".
[мысль – смысл – смышление – осмысление].
Этим зачином я хочу предложить вот какой вариант аналитической интерпретации космогонических мифов человечества: возможно, некоторые из них метафорически подразумевают, что "сотворение мира" начинается с момента осмысления человеком реальности и себя в ней. То есть в таком смысле тот же ветхозаветный миф о том, как Бог создал мир за неделю, рассказывает не о происхождении реального космоса, а о начале сознательного понимания человеком мира. Это соответствует масштабной философской идее, описанной, например, у Дэвида Юма, что реальностью для нас является лишь то, что входит в границы нашего знания, а всего остального, выходящего за пределы указанной границы, как бы пока и не существует. Таким образом картина мира в голове, его пространство растет прямо пропорционально развитию, расширению понимания.
Можно предположить тогда, что мифы показывают, как изначально формировалась осознанность у древних людей: как из хаоса (состояние, когда у человека были лишь животные потребности, еще не контролируемые социальными правилами, и между явлениями в его уме не образовывалось устойчивых связей) начали структурироваться пространство и время, и постепенно один за другим возникали все новые элементы – светила, растения, животные, сам человек (начало самосознания?) и т.д.. Грубо говоря, все стало раскладываться по полочкам, вставать на свои места. И человек стал давать явлениям имена, называть их. Дать чему-то имя, назвать — значит, выделить, признать существование, определить для названного место в мире. И вот мы снова можем обратиться к фразе "В начале было Слово".
Стоит отметить, что в эсхатологии, то есть в мифах о гибели мира, разрушение происходит в обратном порядке относительно того, что происходит в космогонии. Юнгианские психоаналитики заметили, что у людей, склонных к психическим расстройствам или имеющих их (например, шизофрению), часто бывают сны или видения о разрушении мира, будь то ядерный взрыв, мгновенное вымирание человечества, падение звезды и т.п.. То есть как будто нецелостное, рассыпающееся сознание = рассыпающийся мир. С другой стороны, у людей без таких особенностей подобные сны могут сопутствовать, например, разрушению прежнего привычного, а потому безопасного образа жизни.
Мифологизация имеет место быть до сих пор, поскольку фактически человек по-прежнему не знает, но только предполагает, каким образом возник мир, вселенная, он сам. Конечно, есть научные теории, и они постоянно развиваются, происходят все новые открытия. Но ведь совершают это отдельные конкретные люди, а не все человечество, которому остается лишь верить или не верить тому, что транслируется по всевозможным каналам – книги, документальные фильмы, СМИ, сообщения других людей и т.д.. Каким бы скептическим ни было отношение к понятию веры, оно, однако, оказывается применимо к вопросу восприятия любой информации, полученной не посредством собственного опыта, но некого стороннего источника. Мы либо верим, либо не верим тому, что нам предлагают извне. А ведь даже личный опыт мы способны интерпретировать очень неоднозначно.
Вообще в контексте всего сказанного можно заключить, что исследователи, ученые – тоже творцы, поскольку работают над воссозданием картины мира. И здесь же лежит объяснение, почему, если мы хотим быть творцами собственной жизни, нам важно стать её (и себя) исследователями, а не опираться исключительно на готовые интерпретации других людей.