Найти тему

Оставшийся в тени (1951) Великобритания - Таланты и творцы всегда остаются в тени, или Фильм об истинном создателе кинематографа

Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)
Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)

Эдисон, братья Люмьер... Это те, кого вписали в историю, хотя мы знаем, что зачастую истинные создатели остаются в тени славы и преданы забвению. Их просто обходят ушлые да предприимчивые пустышки. Об одном из "оставшихся в тени" и расскажет этот фильм.

В своё время, после его просмотра, Мартин Скорсезе решил стать режиссёром. Сам фильм, отчасти биографический, повествует об одном из изобретателей кинематографа - Уильяме Фриз-Грине.

И хотя фильм был номинирован на две премии BAFTA в 1952 году —премия BAFTA за лучший фильм и премия BAFTA за лучший британский фильм, картина с треском провалилась, но спустя годы его удалось продать. К примеру, нам.

Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)
Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)

В советском кинопрокате он шёл с 25 января 1965 года. Советский дубляж был выполнен на киностудии имени Максима Горького.

Уильям Фриз-Грин (1855-1921) - британский фотограф, имевший большой успех, делая невероятные фотоснимки. Постоянно работая над изобретением новых улучшений, он по сути стал первооткрывателем самой идеи кинематографа. Его первые фильмы вышли гораздо раньше братьев Люмьер. Но, как часто бывает в истории, на арену выходят и оставляют след выскочки, а истинные создатели остаются навеки в тени.

Картина знакомит нас с разными этапами в жизни Уильяма. Вот он ещё совсем юный парнишка, работает помощников фотографа, но в тайне делает собственные снимки, которые вскоре становятся лучше, чем у всех других фотографов. Он рано женится на любящей его девушке, которая поддерживает его во всех его начинаниях. Так он приходит к идее "движущихся картинок" и становится прародителем кинематографа.

Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)
Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)

Но у него была одна существенная беда. Уильям был безответственен. Загораясь идеей, он забывал обо всех своих прочих обязанностях и даже о любимой жене и дочке. Он неоднократно оставался банкротом, был по уши в долгах, хотя мог вести безбедную жизнь и подарить своей семье благополучие. Но Уильям был зациклен на себе. На себе в кинематографе.

Первая часть фильма рассказывается с точки зрения миссис Фриз-Грин (Мария Шелл), рассказывающей подруге историю о том, как она познакомилась с Вилли (Роберт Донат). Они женятся, и у них рождается четверо сыновей, но их семья испытывают постоянные финансовые трудности из-за его экспериментов по созданию цветной плёнки. Трое старших мальчиков лгут о своём возрасте, чтобы записаться в армию во время Первой мировой войны. А жена уходит от него из-за стресса.

Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)
Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)

Вспоминая 1921 год, Уильям Фриз-Грин всё ещё находится в тяжёлом финансовом положении, он посещает киноконференцию в Лондоне. Уильям опечален тем, что все присутствующие - бизнесмены, заинтересованные только в зарабатывании денег. Он пытается заговорить с ними, но никому это не интересно, и он тихо садится. Уильям вспоминает свои первые дни первопроходчества, и начинаются его собственные воспоминания...

Молодой "Вилли" работает ассистентом фотографа Мориса Гуттенберга (Фредерик Валк), который не позволяет ему делать портреты по-своему. После ссоры с Гуттенбергом, Вилли уходит и вместе со своей молодой женой открывает студию. После медленного старта он преуспевает и открывает другие студии, но его больше интересует разработка движущихся картинок и цветных фильмов, чем зарабатывание денег.

Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)
Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)

Вилли отправляется в гости к Фоксу Тэлботу (Бэзил Сидней) в тот же день, когда должен был спеть соло в хоре со своей женой. Он забывает уйти, и ей приходится петь его партию, но он в восторге от встречи с Тэлботом. Семья переезжает в Лондон. Хотя он успешный фотограф, Вилли отвлекается от этой прибыльной работы ради своих дорогостоящих экспериментов по созданию целлулоидной плёнки. Он сотрудничает с мистером Коллингсом (Эрик Портман), который изначально верит в него, но как бизнесмен в конечном итоге вынужден разорвать это партнёрство. Вилли закладывает свой дом, чтобы собрать деньги на жизнь.

Однажды, в воскресенье, он встречается с родственником и его сыном в Гайд-парке, снимая их приближение на свою новую камеру на штативе. Ночью Вилли начинает проявлять свою первую подобную плёнку. Он терпеливо ждёт. Часы бьют 3 часа ночи, плёнка проявляется, и Вилли вставляет её в проектор, едва осмеливаясь взглянуть. Мы видим отблеск света на его лице.

Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)
Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)

Взволнованный, он выбегает и тащит за собой проходящего мимо полицейского, крича: "это почти как если бы он был жив!". Полицейский волнуется и достаёт свою дубинку. Вилли просит полицейского посмотреть его фильм. Полицейский ошарашен, не совсем понимая, что он только что увидел. Вилли объясняет, что он видит восемь картинок в секунду, и это похоже на движение.

Затем Вилли заявляет своей жене, что они станут миллионерами. Вместо этого мы видим его в суде по делам о банкротстве. Жена падает в обморок в соседнем кабинете. Врач говорит, что у неё больное сердце, и рекомендует год покоя. По дороге домой она разрывает список дорогих лекарств. Жена говорит Вилли, что продала украшения, чтобы позволить ему арендовать новую студию.

Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)
Кадр из фильма "Оставшийся в тени" (1951)

У него день рождения, про который он забыл, но она дарит ему призму в подарок, и он в восторге. Затем история заканчивается воспоминаниями.

Вернувшись на конференцию, Фриз-Грин снова встаёт, чтобы выступить, сжимая в руках катушку с плёнкой. Он заявляет, что кино стало "универсальным языком", но его речь становится вдруг бессвязной и Уильям вынужден сесть. Вскоре он падает в обморок. Вызывают врача, но слишком поздно. Исследуя содержимое его карманов в попытке опознать его, доктор замечает, что всех денег, которые он смог найти, хватило бы как раз на один билет в кино.

Эта картина покажет как менялся Уильям Фриз-Грин. Покажет историю жизни одного из первых людей в мире кино. Вряд ли возникнет желание пересматривать этот фильм, но хотя бы однажды его посмотреть стоит. Хотя бы даже для того чтобы сделать некоторые выводы и для себя самих.

Посмотреть фильм можно у меня в Живом Журнале ЗДЕСЬ.