Самым первым следователем в истории Урала был один из основателей Екатеринбурга Вильгельм де Геннин. Его биография – практически готовый исторический детектив о том, как военный инженер в основное время развивает металлургическое производство, а в перерывах расследует резонансные дела. Об этом подробно рассказали в Музее Следственного управления Следственного комитета России по Свердловской области.
ДЕЛО О ФЕЙКОВОМ КАЗНОКРАДСТВЕ
Казалось бы, причем тут военный инженер Вильгельм де Геннин и расследование преступлений? Родился в Германии в 1676 году. Изучал архитектуру и домостроение. Когда ему был 21 год Франц Лефорт, советник Петра I, пригласил его в Россию на службу. Участвовал в Северной войне, где возводил фортификационные сооружения. Там он познакомился с Петром I. Впоследствии именно это знакомство и сыграло роль в его работе следователем.
- Сама по себе история следствия в России относится к 1713 году, когда император Петр I создал первую следственную канцелярию, - объясняет старший инспектор Следственного управления Следственного комитета России по Свердловской области Павел Романов. - Он организовал на территории страны группу верных ему старших армейских офицеров, в задачи которых поставил работу по борьбе с казнокрадством, мздоимством, со всеми внутренними врагами, которые мешали Петру наладить снабжение армии и поднять экономику.
Однажды Петру I поступили жалобы на Василия Татищева, который по указу императора строил на берегах Исети крупнейший в стране железоделательный завод – будущий Екатеринбург. У него был серьезный конфликт с промышленником Никитой Демидовым и последний решил с помощью жалоб избавиться от Татищева.
- На Урале Татищев от имени государства следил за организацией работы по развитию металлургии. А промышленник Никита Демидов, который изготавливал металл и продавал его Петру I, считался неформальным губернатором всех этих мест, - объясняет Павел Романов. - Демидову не понравилось, что Татищев требует от него налоги и запрещает определенные действия и в адрес Петра I ушло анонимное сообщение, что Татищев казнокрад и мздоимец, заваливший на Урале всю работу. Петр I был в гневе и направил сюда Вильгельма де Геннина, чтобы он разобрался, что произошло.
Вильгельм де Геннин провел полноценное расследование с допросами, очными ставками и дал Петру I заключение, что Татищев на самом деле ни в чем не виноват и все делает правильно. Деньги, которые он собирает с Демидова, это законные налоги, а строительство заводов хромает, потому что квалифицированного персонала не хватает.
- Нам очень приятно знать, что у первого следователя на Урале его первое процессуальное решение это, по сути, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, - отмечают в музее. - Вильгельм де Геннин беспристрастно разобрался в ситуации.
ДЕЛО О ЖЕСТОКИХ ПРИКАЗЧИКАХ
В дальнейшем Вильгельм де Геннин проработал на Урале еще 12 лет. Построил множество заводов и раскрыл немало запутанных преступлений. В его послужном списке есть разоблачение трех судей-взяточников, раскрытие дела целой группы дезертиров, дела о фальшивомонетчиках.
- Как грамотного и честного специалиста его характеризует один из эпизодов, - добавляет Павел Романов. – Однажды к нему пришли приказчики и сказали, что один из работников прогуливает – не выходит на работу. Вильгельм де Геннин начал разбираться. Оказалось, что приказчики избили работника настолько, что он не мог встать. Во время расследования де Геннин привлек доктора, который дал официальное заключение, что мужчина не может работать по причине тяжелых телесных повреждений. И в итоге Вильгельм де Геннин принял решение, что приказчики теперь обязаны платить избитому зарплату до момента его полного выздоровления.
Своим опытом Вильгельм де Геннин делился и с другими следователями, которые в дальнейшем появились на Урале. В 1728 году он собственноручно написал инструкцию о том, как проводить следствие и суд на горных заводах. В 1734 году он вернулся в Санкт-Петербург, где прожил еще 16 лет до своей смерти.
Автор: Данил Свечков - «КП-Екатеринбург»