Конструктивизм (от лат. constructio — построение, структура)— направление в изобразительном искусстве, архитектуре и фотографии первой половины XX века.
Использование железобетона повлекло за собой стремление выразить в облике здания особенности его конструкции (отсюда и название стиля). Несимметричность планировки, которая делала неповторимым облик каждого фасада здания, целесообразная организация внутренних помещений и сдержанность, строгость и лаконичность их отделки также стали характерными особенностями конструктивизма.
Впервые этот термин употребили в 1920 году участники Первой рабочей группы конструктивистов. В нее входили художники Александр Родченко (фотограф, оператор), Алексей Ган (автор термина) и Варвара Степанова (станет модельером одежды в конструктивистском стиле).
✔️ Конструктивизм был прорывом, новаторством — ничего подобного ранее не практиковали ни художники, ни архитекторы.
✔️ Конструктивизм - осуществление мечты о новом социалистическом быте в равенстве, труде, отдыхе и культуре.
✔️ Экспериментальные дома-коммуны приходят на смену дворянской усадьбе и крестьянской избе.
✔️ Дома культуры и клубы приходят на смену православным церквям.
✔️ Общедоступные фабрики-кухни приходят на смену трактирам и ресторанам. Они должны освободить женщину от кухонного рабства.
Гаражи, выставочные павильоны, промышленные здания, дома архитекторов, водно-лодочные станции, профилактории для рабочих, планетарии, редакции газет, радио- и водонапорные башни - все обретает стилистику конструктивизма.
Конструктивистский район – у станции метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге
Московско-Нарвский дом культуры (сегодня - Дворец культуры имени А.М. Горького, архитекторы А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский, 1925 - 1927 гг., пл. Стачек, д. 4) на месте бывшего кабака «Стоп-сигнал». Первый в стране Дом культуры открыли в дни празднования десятилетней годовщины Октябрьской революции. Это первое из 130 тысяч клубно-просветительских учреждений СССР.
При строительстве не хватало железобетона для перекрытий. Мрамор для отделки помещений брали из неиспользованных запасов дореволюционных кладбищ. Вместо балок использовали трамвайные и железнодорожные рельсы, и бревна, сплавлявшиеся по Неве к Александро-Невской лавре. Кирпич для стен получали по 140 адресам... домов, предназначавшихся под снос! Символ борьбы за новую жизнь возводился из материалов старого мира.
💾Овал зала и окружающих его галерей выделен на фасаде огромным стеклянным витражом.
💾На флангах витражей возведены две шестиэтажные башни лестничных клеток
💾Слева и справа от лестниц идут крылья здания с клубными помещениями (симметрия редкость в конструктивизме).
💾Перед покрытым цементной штукатуркой фасадом была устроена одна из первых в городе стоянок такси.
💾Огромный зал на 2250 мест до открытия БКЗ «Октябрьский» (1967) был крупнейшим театрально-концертным залом города. Зал демократичен - без партера, амфитеатра и лож. Кроме этого в здании есть кинозал на 400 мест, библиотека, лекторий, залы для танцев, игр и отдыха.
В 1937 г. А.И. Гегелло был вручен почетный диплом «Гран При» Всемирной выставки в Париже.
В 1941 г. здесь была сформирована 1-ая дивизия народного ополчения, оборонявшая Лужский рубеж.
Тракторная и Турбинная улицы (1925-1927) - первые жилые комплексы, первые каменные здания страны после революции 1917 г. (их стали называть жилмассивами), спроектирован архитекторами А.И. Гегелло, А.С. Никольским и Г.А. Симоновым. Названы в честь новой продукции «Красного путиловца».
Фабрика-кухня и Кировский универмаг (1930, на месте бывшего трактира «Таганрог»). Здание полностью построено из стекла и железобетона. От трехэтажного универмага с широкими входами, плоскостью огромных витрин над ними и сплошными летами окон объем здания асимметрично нарастает в сторону Нарвских ворот до четырех этажей фабрики-кухни - огромной стены, покрытой цементной штукатуркой.
Ранее женщины и дети, приносившие мужьям и братьям полдники, вместе с бойкими торговками ждали у заводских ворот гудка на обед. С открытием фабрики-кухни начиналось снабжение горячими обедами рабочих заводов и фабрик Московского и Нарвского районов. Процесс приготовления пищи был полностью механизирован. «Гигант общественного питания» работал в три смены, приготовляя 15 тысяч обедов в сутки и рассылая их по 45 филиалам. Готовые обеды спускались на электрических лифтах и в столовую, которая принимала до 12 тысяч человек в день. Окна столовой выходили в сквер на площади Стачек, где в 1930ые гг. располагался открытый Летний театр. В течение года число работающих женщин только на «Красном путиловце» в течение года увеличилось в три раза, а с открытием там собственной фабрики-кухни возросло еще больше.
Стадион «Кировец» (А.С. Никольский, 1932 г. (построенный еще до революции, он был смыт наводнением 1924 г.)), а также беговые дорожки, площадки для прыжков и игры в городки, гимнастический зал. Футболисты «Красного путиловца» были премированы поездкой в Германию, где они выиграли в шести разных городах все шесть игр с общим счетом 28 : 12!
Профилакторий (позже - крупнейшая в городе поликлиника №23, обслуживавшей до четырех тысяч человек в день, А.С. Никольский), районная детская поликлиника и два роддома, пять больниц, в том числе для больных туберкулезом, а также баня – забота о здоровье рабочих. До войны в Кировском районе также работало 28 библиотек.
Дом технической учебы (сегодня - Технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности, А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский, 1933 г.)
Первая в стране вновь построенная школа имени 10-летия Октября (сегодня - школа гимназия №384 «Гармония», А.С. Никольский и А.В. Крестин, 1925 - 1927 гг. пр. Стачек, д. 11/5).
Широкую и светлую главную лестницу архитекторы разместили в башне, актовый зал, столовую, читальный зал, гардероб и лаборатории - в «древке» «молота», все учебные помещения средней школы, окна которых выходят на солнечные юго-западную, и, частично, на восточную стороны составили четырехэтажное «лезвие» «серпа», начальная школа - его трехэтажную «ручку».
Здание Исполкома Кировского райсовета (сегодня - здание администрации Кировского района, архитектор Н.А. Троцкий, 1930-1935, пр. Стачек, д. 18), первое послереволюционное здание районного центра в нашем городе. Здание в целом сохранило черты конструктивизма, такие как простота и логичность композиции.
Дом культуры «Красного путиловца» (архитекторы А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский, 1930-1934 гг., сегодня Дом культуры им. И.И. Газа, возведен на месте Путиловской церкви).
Другие материалы по конструктивизму:
Гид по стилю
О Константине Мельникове
О фабрике-кухне в Самаре, построенной архитектором-женщиной Екатериной Максимовой
Презентация по конструктивизму
Что такое конструктивизм
6 конструктивистских башен