6,9K подписчиков

# 164. Каковы выводы самого длительного исследования счастья и как деятельность во благо другим обогащает нас?

122 прочитали
«Остров сокровищ». – Рене Магритт, 1942 г.
«Остров сокровищ». – Рене Магритт, 1942 г.

Наша культура выстроена вокруг убеждения, что лучший способ позаботиться о себе – это получать. С самого детства мы хотим раздобыть как можно больше новых игрушек, больше деликатесов и впечатлений, больше любви и внимания. Когда ребёнок видит то, что он хочет, он говорит: «Хочу!», «Мне это нужно!». Он произносит своё «хочу» точно заклинание, в силе которого он не уверен – с болезненным надрывом, со смесью требования, досады и разочарования. В самый миг зарождения своего желания ребёнок начинает страдать из-за того, что отделён от желаемого, а затем страдать из-за пугающей перспективы это не получить.

Когда жизнь отказывается удовлетворять его требования, ребёнок начинает плакать, устраивает истерику и проходит через все пять стадий принятия неизбежного: отрицание, злость, торг, депрессия и, наконец, вынужденное принятие.

С самых ранних лет мы хотим обладать разнообразными вещами и стремимся к тому, чтобы наши тела и умы получили поток из сладостных ощущений и впечатлений. Мы желаем стать кем-то другим, получить разнообразные личностные свойства и примеряем на себя личины волшебников, рыцарей и космонавтов. Человека не нужно учить жажде получать всё больше и больше, ибо эта жажда есть глубинная программа лимбической системы нашего мозга.

Одновременно в нас присутствует и противоположная склонность: налаживать связи, играть, сотрудничать, делиться и отдавать. Всё это также в нас есть, но силы этих разнонаправленных тяготений отнюдь не равны. Как знает всякий воспитатель, ребёнка не требуется учить получать и забирать. Это даётся ему всегда и притом с невероятной лёгкостью. Делать же шаги навстречу другим, делиться, дарить и налаживать отношения оказывается невероятно трудно.

Ребёнок всегда понимает смысл и полезность операции «брать». Однако зачем нужно что-то отдавать другим, зачем делиться с ними и делать какие-то уступки – это зачастую вызывает совершеннейшее недоумение. Предложение отдать вопреки своему желанию и выгоде периодически приводит ребёнка в ступор. В первые разы ребёнок отдаёт со смесью гадливости, шока и слезливой досады и делает это как что-то крайне противоестественное. Лишь со временем он начинает разжимать кулак охотнее и отдавание получается у него лучше.

Одним словом, дарение представляет собой нечто куда более редкое и сложное для уразумения и выполнения, чем забирание. Польза дарения для эго не очевидна. Эго приходит в мир лишь с предустановленным в него сознанием пользы забирания и предубеждено против дарения. Поэтому, когда между детьми или между взрослыми происходит момент щедрости, все умиляются. Мы понимаем, что произошло нечто неординарное, прекрасное и необычайно ценное. Был совершён маленький подвиг, исцеляющий сердца.

Когда мы вырастаем, эгоцентрический крен в сторону жажды приобретать принимает у нас более сдержанную форму и покрывается лоском цивилизации, но её суть остаётся всё той же. Меняется лишь набор игрушек, которые мы хотим заполучить, и набор телесных и умственных впечатлений, которые желаем потребить. Также меняются способы топнуть ногой и произнести это знакомое с детства «Хочу».

В детстве неудачная попытка приобретения могла заставить нас биться в слёзных конвульсиях. Во взрослом возрасте мы яростно стискиваем зубы, изводим себя, мстим другим, впадаем в депрессию или кончаем жизнь самоубийством. Но может быть нам не стоит так переживать из-за того, что у нас чего-то недостаточно? Возможно ли, что если мы больше откроемся дарению, творчеству и растрате, то они сделают нас намного счастливее, чем получение?

Более того, открытость дарению вполне может сделать нас значительно богаче с материальной и финансовой точки зрения, а не только с духовной. Сегодня наука всё убедительнее показывает, что это именно так. Многие великие истины контринтуитивны и парадоксальны, потому что идут вразрез с предубеждениями эго.

Приобретая, мы переживаем лишь скоротечную радость, которая вскоре выдыхается. Из неё выходят пузырьки, и в нашем бокале остаётся лишь тёплая, противная кисло-сладкая жидкость, от которой болит голова и пересыхает глотка. Достаточно покопаться в своей памяти, взяв за точку отсчёта первые годы жизни, чтобы увидеть сотни и тысячи циклов этого разочаровывающего процесса.

Чем больше ребёнок получает игрушек и чем больше он хочет получить новых игрушек, тем он несчастнее, злее и невротичнее. Самые счастливые дети намного свободнее от томления по всё новой собственности и свободнее от жажды потреблять. Они играют со всем, что вокруг них, и силой своего ума возводят сказочные дворцы из палок и веток. Они строят, создают, учатся и исследуют, налаживают связи и оказывают помощь. Во взрослой жизни сохраняется точно такая же закономерность.

Духовные традиции человечества неоднократно подчеркивали, что дарение приносит нам больше радости, чем приобретение, но для большинства это звучало весьма неубедительно. Ныне же это озадачивающее нас утверждение проверяется даже грубыми средствами экспериментальной психологии.

Если одной группе людей сделать небольшой подарок, то это принесёт им крошечный всплеск положительных эмоций. Импульс радости быстро забудется и будет задавлен новыми планами, желаниями и впечатлениями. Но вот если дать людям вещь, чтобы они затем подарили её кому-то другому, то уровень их удовлетворённости от процесса оказывается значительно выше, а длится она дольше. В равной мере, когда человек дарит другому небольшую сумму денег или эквивалентный ей подарок, он испытывает больше радости, чем если бы он потратил ту же сумму на себя.

Разумеется, этот принцип повсеместно соблюдается лишь в случае не очень ценных подарков и умеренных сумм денег, так как инстинкт забирать и удерживать в нас слишком силён. Передаривание дорогого подарка станет для большинства людей довольно неприятным событием и чем-то, что они будут вынуждены совершить через силу. Дарение большой суммы денег тоже даётся нам нелегко, и причины этого очевидны, а подчас даже довольно разумны.

Однако по мере того, как мы учимся отпускать и действовать во благо мира вокруг, мы находим в благотворительности и растрате своей деятельности то счастье и тот смысл, которые тщетно искали в циклах потребления стимулов, ресурсов, людей и вещей.

Много исследований на эту тему провёл и проанализировал профессор Стивен Пост из университета Стоуни-Брук. Он и его коллеги обнаружили, что проявления щедрости (и, например, искренняя волонтёрская работа и благотворительность) оказывают сильное и целительное воздействие на здоровье ума и тела. Было обнаружено, что такая деятельность снижает активность в миндалине. Мы идём навстречу миру и настроены на сотрудничество с ним и творчество, а потому в нас становится меньше тревоги, страха и агрессии. Мы всё менее воспринимаем окружающих как врагов и конкурентов.

Одновременно под воздействием благотворительной деятельности в нашем мозге возбуждаются центры наслаждения и выделяются такие нейромедиаторы и гормоны, как дофамин, окситоцин и серотонин. Отклик положительных эмоций на благотворительность зачастую даже сильнее, чем при актах потребления, а главное, он длится значительно дольше. Это согревает людей спустя дни, месяцы и годы и снимает симптомы депрессии, тревоги и иных расстройств.

Люди, которые занимаются творческой деятельностью во благо себе и другим, ощущают повышенную полезность своей работы. Их существование озаряется присутствием смысла, какого они не могли чувствовать раньше, когда жили ради поглощения и переваривания мира и потому были оторваны от его панорамы и его развития.

Далее, учёные обнаружили, что благотворительность повышает уровень самооценки, мотивации и энергии и делает жизнеощущение человека более оптимистичным. Радость и смысл, которые мы получаем, когда делаем что-то для других, помогают нам преодолевать свои собственные трудности. Мы черпаем в них силы.

Наконец, ориентация на благотворительность в самом широком смысле этого слова толкает нас на налаживание связей с другими людьми и вообще с действительностью вокруг нас. Мы преодолеваем изоляцию, строим новые отношения, и эти отношения носят подчёркнуто положительный характер, ибо мы дарим, а не забираем.

Науке давно известно, что положительные связи с людьми и животными (например, с питомцами) есть один из самых надёжных предикторов долгой, счастливой и здоровой жизни человека. Самое масштабное и длительное исследование, которое хорошо это показало, называется Гарвардское исследование развития взрослых. Оно началось в 1938 г. и с тех самых пор следило за ходом жизни 724 мужчин в течение почти 80 лет, а сейчас изучает уже их детей.

Ключевым выводом Гарвардского исследования стало то, что тёплые отношения на протяжении жизни имеют наибольшее воздействие на уровень удовлетворённости человеком его жизнью в сравнении со всеми другими факторами, известными науке. Положительные связи оказывают на ум и тело стимулирующее воздействие и повышают настроение, в то время как изоляция и отчуждение нас разрушают.

Психиатр Джордж Вайллант, который был руководителем Гарвардского исследования на протяжении более тридцати лет, резюмировал его выводы так:

«Счастье – это любовь. Точка» [1].

Положительные связи с людьми и миром, однако, не просто значительно повышают удовлетворённость жизнью. Они самым лучшим образом сказываются и на других ключевых аспектах нашего бытия от здоровья до финансового успеха. Те испытуемые Гарвардского исследования, которые обладали самыми крепкими и тёплыми отношениями с окружающими, обладали и более высокими показателями здоровья.

Что любопытно, учёные выяснили, что финансовый успех человека также намного больше коррелирует с теплотой его отношений с другими, чем с его интеллектом. Те, кто набирали больше всего баллов по шкале «тёплые отношения», зарабатывали в среднем на $141 000 больше в год на пике своих доходов, чем остальные участники эксперимента. Между тем, не наблюдалось никаких значимых различий в максимальном доходе между людьми с IQ в диапазоне 110 – 115 пунктов и с IQ выше 150.

Итак, сотрудничество с другими и деятельность во благо другим дарит нам интенсивное переживание счастья и смысла, повышает самооценку и мотивацию. Причём оно делает это намного успешнее, чем потребление, получение и забирание.

Если мы стремимся завоевать, а затем потребить как можно больше вещей и стимулов за чужой счёт, то обрекаем себя на несчастье, экзистенциальную пустоту, пресыщенность и болезнь. Выбираясь из эгоцентрической изоляции и установки на обладание, мы обретаем чувство перспективы, смысла и связи с широким контекстом реальности. У нас появляется намного больше причин и мотивации жить, больше энергии. Мы не боимся того мира, которому стремимся помочь, и мы не злимся на него.

Вследствие этих причин и, быть может, ряда иных, которые ещё не были установлены наукой, благотворительная деятельность имеет столь масштабное воздействие на жизнеощущение и здоровье. Она улучшает общее состояние сердечно-сосудистой системы, нервной системы и других систем организма, а потому увеличивает качество жизни и её среднюю продолжительность [2].

Как шутит Стивен Пост, если бы кто-то нашёл способ поместить в таблетку положительные эффекты от деятельности во благо других людей, то этот человек мгновенно бы стал миллиардером.

Лишь отдавая, мы получаем

То, что сегодня только начинает исследовать наука, было не раз описано и объяснено в великих духовных учениях человечества. Так, Будда неустанно подчёркивал неисчислимые блага, которые щедрость несёт всякому, кто её практикует. Будда учил, что щедрость наполняет наш ум радостью, открывает его для деятельности, а человек, который отличается щедростью, вызывает всеобщую любовь и может без страха войти в любую группу людей и в любое сообщество.

И правда, вспомните кого-нибудь, кому свойственна большая щедрость. Желательно при этом, чтобы вы знали его лично. Какие чувства нас посещают, когда мы думаем о том, кто щедр и ведёт деятельность во благо мира? Такой человек пробуждает в других те самые радость, любовь, щедрость и свободу от страха и злобы, носителями которых он и сам является.

Было бы большой ошибкой, однако, сводить благотворительность к дарению денег и вещей. Материальный дар является самым простым, банальным и переоцененным видом дара. И хотя нам не стоит забывать про материальное дарение, важно, чтобы оно не происходило в ущерб и взамен другим его формам, которые столь часто игнорируются.

Мы можем и должны свободно дарить свой труд, внимание, свои любовь и знание. По меньшей мере, мы должны это самим же себе, если другие аргументы нас не очень убеждают. Когда мы делимся энергией и щедро прилагаем силы, в процессе нашей творческой деятельности навыки ума и тела развиваются и совершенствуются.

Щедрость в расходовании собственных сил ради своего блага и блага мира вокруг есть инвестиция, а не трата, и это одно из её главных преимуществ. Мы учимся больше отдавать, и отдавая, мы в это же самое время учимся чему-то важному и становимся сильнее, наполняемся радостью и смыслом. Так наше дарение окупается, даже если мир не воздаёт за него деньгами, вещами, славой и симпатией.

У щедрости существует и более глубокое духовное преимущество. Даря свою деятельность, своё имущество и проявляя иные виды щедрости, мы отпускаем то, за что люди привыкли судорожно цепляться. Совершая дарение, мы отпускаем жажду обладания и скупость, отпускаем невежество эго и агрессию, возникающую как следствие жажды.

Щедрость противоположна фиксации на накоплении и на удержании накопленного. Практикуя её, мы начинаем черпать радость не из обладания, а из чистой творческой деятельности и чистоты нашего ума, которые доступны нам в любом моменте и без всякой собственности. Это обеспечивает прямой контакт с реальностью и делает нас неизмеримо богаче.

Объекты нашего цепляния мучают нас и ограничивают. Жест отпускания в акте щедрости есть тот же самый жест по освобождению от цепляния, который и составляет сущность духовной практики.

Даря, мы освобождаемся от цепляния, ибо дарение основано на отпускании. Мы становимся пластичнее и переводим своё сознание в установку на бытие. Жизнь перестаёт быть для нас завоеванием и тщетным удержанием вещей и состояний. Тем самым практика щедрости вовсе не является поверхностным и чисто внешним деянием, как её порой преподносят. Акт щедрости проникает до последних глубин работы по овладеванию своим умом и есть фундаментальная форма медитации.

Как начать проявлять щедрость

Как в детстве, так и во взрослом возрасте нам бывает очень тяжело начать делать первые шаги и отдавать. Но как только мы открываемся для дарения, пусть для начала совсем немного, мы расслабляемся и оказываемся всё более заинтригованы. Будда потому учил начинать практику щедрости с малого – с разделения пищи с другими людьми. Мы тоже можем отыскать в своей жизни достаточно возможностей начать с самого малого – например, мы можем купить еды человеку, который просит её на улице.

Совершая осторожные шаги в направлении щедрости, мы с каждым шагом получаем от неё сами. Мы всё меньше боимся, что будучи щедрыми, мы упустим свою выгоду и мир растащит нас по кусочкам. Мы замечаем, что щедрость дарит счастье, энергию и мотивацию прямо сейчас, а не когда-то потом. В добавление к этому она позволяет нам выковать связи с людьми и миром, учит нас действовать полнее и больше, а потому развивает нас.

Щедрость исцеляет от страха перед теми, к кому мы щедры, от агрессии против них, от жажды быть не теми, кто мы есть, и не там, где мы есть. Поистине, есть ли выгоды больше этой и возможно ли полнее реализовать свой личный интерес, чем практикуя щедрость?

Цель щедрости двояка: она освобождает и обогащает нас, и она освобождает и обогащает других. Существует бесконечное множество путей благотворительности и способов дарения. Мы можем дарить деньги, вещи и еду нуждающимся в них. Мы можем дарить своё время, заботу и любовь. Мы можем помочь соседу своим физическим трудом, а больному – своим уходом. Мы можем просто побыть рядом с человеком и проявить к нему внимание и сострадание.

Кто-то ведёт себя с нами немного грубо и несправедливо? Если мы щедры, мы можем позволить этому быть и не вступать с ним в конкурентную борьбу. Кто-то хочет возвыситься над нами и почувствовать своё превосходство за наш счёт? Достаточно ли мы богаты, чтобы дать ему такую возможность, или нам непременно нужно взять верх и удержать некое положение в чужих глазах?

Достаточно ли мы богаты, чтобы с любовью и невозмутимостью отдать наглецу парковочное место? Чтобы пропустить человека на кассе вперёд без очереди? Чтобы позволить поучать нас тому, кто чувствует тревогу и неуверенность, не вступая с ним в спор и склоку и не добиваясь справедливости?

Конечно, здесь нужно проявлять осмотрительность и не скатываться в идиотское сострадание в духе зарисовки Даниила Хармса. Нельзя бездумно потакать любой глупости и любому неврозу, который мы наблюдаем, и называть это щедростью. Но правда состоит в том, что множество мелких боёв такого рода мы можем не вести, и это пойдет всем на пользу. Мы можем отдать победу в этих сражениях тем, кто так отчаянно её хочет, и наше великодушие заронит в них семена.

Если мы проявим щедрость, позволив человеку что-то забрать и настоять на своём, причём позволив это сделать с любовью, без злобы и принуждённости, то именно наш великодушный жест может помочь ему исцелиться от жажды и невежества.

В этом и состоит великий путь мягкости, путь воды. Очень часто…

<…>

Получить доступ к полной версии статьи и подкаста

© Олег Цендровский

Заказать новую книгу автора (2023 г.)

Что такое «Письма к самому себе и как ими пользоваться»?

ВК // Telegram // YouTube