Это вторая часть обзора квартала №41, расположенного между улицами Куйбышева, Венцека, Степана Разина и Ленинградской. Его начало, где я рассказываю о домах, стоящих на площади Революции и улице Венцека, вы можете прочитать здесь:
Этот материал я начну с фотографии конца XIX века, сделанной известным самарским фотографом А.П. Васильевым с колокольни Вознесенского собора. На ней прекрасно видны все дома, стоявшие когда-то вдоль интересующего меня сейчас отрезка улицы Степана Разина (бывшей Вознесенской).
Сегодня большая часть из них утрачена или перестроена, но некоторые сохранились практически в неизменном виде, например, двухэтажный полукаменный дом в правом нижнем углу снимка - с него я и начну сегодняшний обзор.
Степана Разина, 55 (на некоторых картах значится под номером 57) - как установил самарский краевед Леонид Валентинович Едидович, именно в этом доме, принадлежавшем купцам Головачёвым, в 1871 году появился на свет Константин Павлович Головкин.
Чаще встречается другая версия, что Головкины жили в соседнем доме Жильцова на углу с нынешней улицей Венцека, но приведённое ниже описание расставляет всё по местам, а путаница, скорее всего, связана с одинаковой нумерацией домов.
За информацию и скан страниц из книги Л.В. Едидовича благодарю свою подписчицу с ником Самая Крайняя.
Степана Разина, 57 - в реестре ОКН значится как ещё один дом Головачёвых, 1870-1884 годы постройки.
Степана Разина, 59 - трёхэтажный дом советского периода, очень похож на жилые дома Петра Щербачёва конца 40-х - начала 50-х годов прошлого века, но в списках работ архитектора он нигде не значится.
На фасаде дома висят две мемориальные таблички, посвящённые управляющему строительно-монтажного треста №11 Владимиру Михайловичу Волгину и первому директору Куйбышевского металлургического завода Павлу Петровичу Мочалову:
А на столбе ворот справа от дома можно увидеть ещё одну табличку, неофициальную, посвящённую жертве криминала 1990-х годов:
Шрифт довольно вычурный, трудночитаемый, поэтому продублирую надпись:
Пройдут года, но никогда
Не станет меньше горе
И слез по Колчину Саньку
Еще прольется море
Любимый, милый, дорогой,
Ты знай, что мы всегда с тобой
Сынулька, мама, верная жена
Ты в памяти у всех навек живой
Красивый самый, сильный, молодой
С датой постройки дома наблюдается путаница: некоторые источники указывают 1917 год, но, скорее всего, так происходит из-за того, что тот же номер имеет двухэтажный кирпичный дом на второй линии:
Бок о бок с домом №59 стоит ещё одна советская трёхэтажка:
Этот дом на Степана Разина, 61 был построен в 1934 году по проекту Василия Константиновича Сухова. Это был первый кооперативный жилой дом в Самаре, и архитектор получил в нём 4-комнатную квартиру под номером 5, где прожил со своей семьей всю жизнь и где до сих пор живут его потомки (источник).
Вид на дом №61 со двора:
По сведениям из того же источника, в соседнем доме, Степана Разина, 61а, в квартире №4 жил другой известный куйбышевский архитектор, Пётр Щербачёв.
Сам дом был построен по его проекту в 1932 году, но в имеющемся у меня подробном перечне всех работ архитектора он тоже отсутствует. Видимо, надо искать более точный список, потому что к работам Щербачёва этот дом относят и в передаче "Неочевидная Самара" (на 22 минуте):
Степана Разина, 63 - два дореволюционных дома, ныне объединённых под одним номером, сведений о них пока не нашёл:
Степана Разина, 65 - бывший дом купчихи Гребенщиковой Л.П., построенный в начале ХХ века и весьма грубо надстроенный до 4 этажей в Советское время:
Степана Разина, 67/Ленинградская, 21 - бывший дом Кисловских, конец XIX - начало ХХ века, впоследствии тоже надстроенный, но уже аккуратнее:
Ленинградская, 23 – шестиэтажный жилой дом 1998 года постройки.
На мой взгляд, дом выглядит весьма неплохо и вписывается в облик старого города, разве что остекление верхнего этажа кажется мне слишком хаотичным. В конце 1990-х - начале 2000-х годов в Самаре строилось много подобных домов из красного кирпича умеренной этажности и с интересными архитектурными элементами (эркерами, башенками, ажурными балконными решётками, сложной расстекловкой окон), я даже посвятил им отдельный материал:
За этим домом находится сквозной двор, с которого можно посмотреть на "тылы" соседних дореволюционных зданий:
Ленинградская, 23б - в 2020 году глухую стену этой постройки украсил арт-объект самарского художника Андрея Сяйлева "Птичий квартал":
В создании этой инсталяции также участвовали волонтёры "Том Сойер Феста". Я тогда ещё не присоединился к этому движению, но зато помогал оттирать почтовые ящики "Птичьего квартала" от надписей прошлым летом.
Над почтовыми ящиками можно увидеть любопытный артефакт советских времён:
Это громкоговоритель, который служил для вызова милиционера, когда он обходил свой участок.
И последний дом, который я хочу показать в этой статье - Ленинградская, 25, бывшая лавка купцов Докучаевых, ныне - мясной магазин:
Следующий материал будет посвящён самому интересному участку 41 квартала - отрезку улицы Куйбышева, где расположено красивейшее здание гостиницы "Бристоль", уютных двор с "хранителем", здание с декоративными минаретами в псевдомавританском стиле и дом, в котором писатель Алексей Толстой "поселил" героев романа "Хождение по мукам".