СУ-76 по праву стала одним из символов Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Но появилась она далеко не сразу, а отзывы о ней самые не однозначные. В этой статье Вы найдете историю создания, боевого применения и сможете составить своё мнение об этой грозной машине.
Описание конструкции и разработка.
Важной частью бронетанкового вооружения Красной Армии в годы Великой Отечественной войны была самоходная артиллерия. Его формирование началось 3 марта 1942 года, после образования специального бюро самоходной артиллерии. Его создали на основе 2-го отдела НКТП (техотдел). Под руководством С.А. Гинзбург, который на чиная с сентября 1941 года, многократно выдвигал предложения о разработке штурмовых и зенитных САУ на базе устаревших и лёгких танков. Спецбюро поручили разработать единое шасси для САУ с использованием автомобильных агрегатов и узлов танка Т-60. На основе этого проекта планировали создать 76-мм самоходное орудие поддержки и 37-мм зенитную самоходную пушку.
В мае — июне 1942 года завод № 37 НКТП изготовил опытные образцы штурмовой и зенитной САУ, приступил к испытаниям, которые прошли более менее удачно. Обе машины имели одинаковое шасси, в котором использовали агрегаты и узлы от танков Т-60 и Т-70. Поэтому в июне 1942 года ГКО распорядился о скорейшей доводке машин и выпуске первой серийной партии для войсковых испытаний. Масштабные бои, которые развернулись на южном фланге советско-германского фронта, потребовали от заводов Наркомтанкопрома нарастить выпуск танков. Работы по перспективным образцам пришлось отложить.
После первых месяцев войны стало очевидно, что в современных условиях поддерживать в наступлении пехоту, конницу и танки должна была самоходная артиллерия, которая могла легко маневрировать на местности, сближаться с противником и защищенная от его пулеметов. Как раз самоходные артиллерийские установки могли эффективно и оперативно уничтожать бронированные машины противника, его огневые точки прямой наводкой, а также с закрытых позиций.
При первой возможности к работам по САУ вернулись и к июлю 1942 года был построен первый образец самоходки ОСУ-76. Его основой стал танка Т-60, но оснащенный более дешевым в производстве автомобильным мотором М-1. У этой машины возникли проблемы с устойчивостью при ведении огня из-за короткой своей базы. Броня у нее оказалась недостаточной. В действительности создание полноценной и подвижной, с достаточной защитой самоходной дивизионной пушки массой до 10 тонн, которую могло выдержать шасси легкого танка, было нетривиальной задачей.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) к 1 декабря 1942 года поручает создать новую самоходную установку. В этот раз за основу использовали шасси танка Т-70, который был хорошо освоен промышленностью. Боевое отделение САУ располагалось сзади таким образом, что ствол орудия ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка включала в себя 2 параллельно работающих двигателя ГАЗ-202 общей мощностью в 140 л.с. Точно такой же двигатель (в одном экземпляре) использовался на танке Т-60.
Конструкторов очень привлекала возможность движения САУ на одном двигателе при выходе из строя другого, а также унификация машины с освоенными агрегатами и легкость их замены. При проектировании почему-то не учли неудачный опыт использования блоков из двух параллельных моторов, которые работали бы на 1 выходной вал. Создатели проигнорировали последовательное соединение двигателей в линию, которое уже применялось на танке Т-70. Самоходка прошла испытания и была принята на вооружение под обозначением СУ-76.
Ее серийное производство началось в январе 1943 года. Уже к концу месяца 2 первых полка вооруженных этими САУ отправились на Волховский фронт. Здесь и начались проблемы. Дал о себе знать врожденный дефект: при работе двигателей возникали резонансные крутильные колебания, которые очень быстро выводили из строя трансмиссии. В марте 1943 года производство САУ остановили (выпущено около 170 машин). Предстояло в самые короткие сроки избавить машину от недостатков.
В результате уже к маю 1943 года новая версия под наименованием СУ-76М встала на конвейер. Машину оперативно переработали под установку двигателя от танка Т-70, с боевого отделения убрали крышу, которая мешала наведению орудия и работе расчета, упростили трансмиссию и управление, масса машины снизилась с 11,2 до 10,5 тонн. Уже в июле 1943 года новая самоходка получила боевое крещение во время сражения на Курской дуге.
СУ-76 - полуоткрытая САУ с задним расположением боевого отделения. В передней части бронекорпуса разместили место механика-водителя, двигательную установку и трансмиссию, бензобаки. Двигатель располагался справа от осевой линии самоходки.
Орудие, боезапас и места остальных членов экипажа находились в кормовой части, в открытой сверху и сзади боевой рубке.
Бронирование было дифференцированным противопульным. Лобовой лист корпуса рубки толщиной в 35 мм. был расположен под углом в 60 градусов к нормали, боковые стенки рубки - 10 мм. и располагались под углом в 25 градусов. Бронирование самоходки защищало экипаж из 4 человек от огня стрелкового оружия и крупных осколков. Задняя стенка рубки была ниже бортов и имела специальную дверцу. От непогоды экипаж защищал брезентовый тент, который выполнял роль крыши. Командир САУ сидел справа от орудия, наводчик слева, а заряжающий сзади. Все машины СУ-76 оборудовались приемно-передающими радиостанциями и танковым переговорным устройством.
САУ СУ-76 оснащали силовой установкой, которая состояла из двух 4-тактных рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 общей мощностью в 140 л.с., в самоходках поздних серий использовали форсированные до 85 л.с. двигатели. Подвеска самоходки - торсионная, индивидуальная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра (на каждый борт). Ведущие колеса находились спереди, ленивцы были идентичны опорным каткам.
На шоссе самоходка могла разгонятся до 41-45 км/ч, скорость на грунте была ниже - 25 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км., по пересеченной местности – 190 км. СУ-76 могла преодолеть окоп шириной до 2 метров, взобраться в гору с уклоном в 30 градусов и преодолеть брод глубиной до 0,9 метра.
Благодаря низкому давлению на грунт СУ-76 могла достаточно легко передвигаться в условиях лесисто-болотистой местности, поддерживая пехоту там, где ей на помощь не могли прийти средние танки и другие САУ. Развитая система охлаждения и наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя позволяли эксплуатировать машину в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта от северных районов Карелии до Крыма. Автомобильные 6-цилиндровые двигатели, которые были освоены в производстве незадолго до начала войны, успешно работали в напряженном танковом режиме. Необычная установка двигателей в «затылок» друг другу нигде в мире больше не применялась.САУ СУ-76 оснащалась силовой установкой, которая состояла из двух 4-тактных рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 общей мощностью в 140 л.с. САУ поздних серий выпуска оснащались форсированными до 85 л.с. двигателями. Подвеска самоходки была торсионной, индивидуальной для каждого из 6 опорных катков малого диаметра (на каждый борт). Ведущие колеса находились спереди, в то время как ленивцы были идентичны опорным каткам.
На шоссе самоходка могла разгонятся до 41-45 км/ч, скорость на грунте была ниже и составляла 25 км/ч. Запас хода по шоссе - 250 км., по пересеченной местности – 190 км. СУ-76 могла преодолеть окоп шириной до 2 метров, взобраться в гору с уклоном в 30 градусов и преодолеть брод глубиной до 0,9 метра. Благодаря низкому давлению на грунт (всего 0,545 кгс/см.кв.) СУ-76 могла достаточно легко передвигаться в условиях лесисто-болотистой местности, поддерживая пехоту там, где ей на помощь не могли прийти средние танки и другие САУ.
Развитая система охлаждения и наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя позволяли эксплуатировать машину в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта от северных районов Карелии до Крыма. Автомобильные 6-цилиндровые двигатели, которые были освоены в производстве незадолго до начала войны, успешно работали в напряженном танковом режиме. Необычная установка двигателей в "затылок" друг другу нигде в мире больше не применялась.
Основным вооружением самоходки было универсальное дивизионное орудие ЗИС-3. Подкалиберный снаряд такой пушки на дистанции в полкилометра мог пробить броню толщиной до 91 мм. То есть САУ могла поражать любое место корпуса немецких средних танков, а также борта "Тигров" и "Пантер". Дополнительно САУ имели переносной пулемет ДТ для самообороны, для этих же целей экипаж мог использовать пистолеты-пулеметы ППС и ППШ, а также несколько ручных гранат Ф-1.
Небольшая металлоемкость САУ СУ-76, и применение в ее конструкции хорошо освоенных промышленностью автомобильных узлов и агрегатов определили ее массовый выпуск. Это же позволило в кратчайшие сроки усилить и уплотнить артиллерийские порядки пехоты, которая достаточно быстро полюбила и оценила данные машины по достоинству. Всего с 1943 по 1945 год было произведено 14 292 подобных САУ. Именно СУ-76 стала второй по объемам выпуска после танка Т-34 бронированной машиной Красной Армии..
Боевое применение
СУ-76 предназначена для огневой поддержки пехоты на поле боя и использовалась в роли легкого штурмового орудия или даже ПТ-САУ. Она полностью заменяла легкие танки непосредственной поддержки пехоты, которые были распространены в Красной Армии.
Оценка машины была противоречивой. Пехотинцам САУ СУ-76 нравилась, потому, что ее огневая мощь превосходила танк Т-70, а открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем, особенно в городских боях. А вот сами самоходчики жаловались на слабые места машины, к которым относилось слабое противопульное бронирование, повышенная пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от огня сверху. Экипажи СУ-76 часто называли эту машину "сукой" — при поражении её снарядом, механик-водитель, его место было рядом с бензобаком, сгорал заживо.
Но при этом открытая рубка была удобна для работы экипажа, а также снимала проблему загазованности боевого отделения при ведении огня, и позволяла при необходимости быстро покинуть САУ. Среди положительных сторон машины были – надежность, легкость в обслуживании, малошумность, высокая проходимость.
Грамотное применение рельефа местности и маскировки позволяло опытным экипажам САУ успешно отбивать танковые атаки немцев. Иногда СУ-76 использовалась для ведения огня с закрытых позиций. Угол возвышения ее орудия был самым большим среди всех советских самоходок, а максимальная дальность стрельбы - 17 км. К завершающему этапу войны эти самоходки часто использовались как бронированный транспорт для пехоты или раненных, а иногда как машины передовых артиллерийских наблюдателей.
Проблемы боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывали лёгкий класс боевой машины. А приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ приводило к неоправданным потерям.
Заключение
СУ-76М – самая массовая советская самоходка времен войны, стала в определенной степени компромиссом между возможностями промышленности и нуждами фронта.