Найти в Дзене
Toshiba TV

Книга на экране: делимся подборкой ярких экранизаций

Оглавление

«Фильм или книга?» Такой вопрос нередко становится началом жаркого спора. Кто-то фыркает и лихорадочно принимается доказывать, что экранизация - это всего лишь жалкая попытка визуализировать оригинальную историю: сценаристы и режиссеры упускают важные детали, да и генератора изображений лучше безграничной фантазии человека еще не придумали.

Изображение позаимствовано с сайта livejournal.com
Изображение позаимствовано с сайта livejournal.com

Книга подробнее, достовернее и интереснее. Другие аргументированно отвечают: «Ты мыслишь шаблонно». Литература и кинематограф - это разные виды искусства, не стоит их сравнивать. Кино - это про зрелищность, крутые спецэффекты и невероятную компьютерную графику. Так кто же прав?

-2

Мы не будем вступать в дискуссию или играть судей в этом вопросе, а просто поделимся экранизациями, которые буквально искупались в зрительском внимании.

🍿Мастер и Маргарита 2023 года

Увольнения, кражи, судебные иски и внезапные смерти… Бессмертный роман Михаила Булгакова пытались экранизировать в течение нескольких десятилетий, но киноработы или не выходили в свет, или сталкивались с разрушительным шквалом критики. Режиссеры даже стали поговаривать о дьявольских проделках и наложенном на мистический роман «проклятье».

Первой «удачной» попыткой считается «Мастер и Маргарита» 2005 года. Владимир Бортко снял подробнейшую десятисерийную адаптацию романа, в которой действия воспроизведены практически постранично. Часть зрителей оценила такое скрупулезное внимание к деталям, ну а часть осталась недовольна, назвав подход режиссера банальным, а спецэффекты - ужасными.

Но нас сегодня интересует последняя, шестая экранизация, кассовые сборы которой почти за две недели окупили производственные затраты. Кинокартина действительно привлекла внимание. Внимание противоречивое, неоднозначное и даже скандальное. Потому что переосмысление книги Михаилом Локшиным получилось совершенно новым и необычным.

Возрастные ограничения 18+
Возрастные ограничения 18+

Первое, на чем мы остановимся, - это визуальный ряд. В фантазиях Мастера действия происходят в выдуманной футуристической Москве. Таким, наверное, представляли город будущего в 1930-е. Здесь и утопичный 415-метровый Дворец Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя, и огромная скульптура Ленина, указывающего «путь истинный», и летающие над Москвой дирижабли. Завораживает и пугает!

Мастер в этой интерпретации стал неким «миксом» из книжного героя и самого Булгакова. По сюжету он попадает в опалу из-за религиозной пьесы о Понтии Пилате. Его высмеивают и обвиняют в действиях, противоречащих политике государства. Затем герой знакомится с Маргаритой и иностранным профессором Воландом. Они оказываются единственными, кто поддерживает творчество Мастера. Переосмысляя новые знакомства и происходящие события, герой начинает создавать новое произведение - роман про Мастера и Маргариту. Именно в нем - в воображении нашего писателя - рождается и дьявол, и его легендарная свита.

-4

В фильме почти отсутствует булгаковский юмор, которым в книге пестрят кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и вампирша Гелла. Мало экранного времени занимает и история Иешуа Га Ноцри. Зато большое внимание уделено нежной и трогательной любовной линии между Мастером и Маргаритой.

🍿Темная башня 2017 года

Экранизация культовой саги Стивена Кинга «Темная башня» стала амбициозным и местами спорным кинопроектом. Режиссер Николай Арсель сознательно отошел от работы «под копирку» и существенно видоизменил произведение.

Роланд Дискейн - стрелок, одержимый поиском Темной Башни, которая удерживает миры от хаоса. В книге Роланд описывается как закаленный ветеран многолетних скитаний, в то время как в фильме он предстает более молодым и импульсивным персонажем, переживающим личную трагедию. Акцент здесь смещен на месть Роланда Человеку в черном - злодею, убившему близких стрелка.

Возрастные ограничения 18+
Возрастные ограничения 18+

Режиссер отказался от масштабного книжного повествования и сфокусировался на более камерной истории. Вселенная «Темной Башни» предстает перед зрителем фрагментарно, лишь намекая на ее грандиозность. Арсель намеренно жертвует полнотой мира ради более глубокого раскрытия внутренних конфликтов героев. Это решение вызвало волну хейта со стороны поклонников оригинала, но в то же время открыло новые возможности для кинематографического переосмысления культового источника.

🍿Воровка книг 2013 года

Выход на экраны одноименного романа Маркуса Зусака вызвал неоднозначную реакцию как у поклонников книги, так и у критиков. Режиссеру Брайану Персивалу удалось бережно перенести на большой экран основные сюжетные линии и атмосферу оригинального произведения, но некоторые творческие решения были восприняты негативно.

Кадр из фильма. Возрастные ограничения 12+
Кадр из фильма. Возрастные ограничения 12+
Если в литературном первоисточнике повествование ведется от лица Смерти, то в фильме эту роль занял Макс Ванденбург - еврейский беженец, скрывающийся в доме приемной семьи главной героини, Лизель Мемингер. Этот ход режиссера позволил усилить личностное восприятие событий, но в то же время лишил историю особой изюминки.

Также неоднозначно был воспринят отказ режиссера от прямых вставок документальной хроники Второй мировой войны. Вместо этого Персивал использует яркую цветопередачу и рваный монтаж. Этот прием, несомненно, создает атмосферу всеобщего хаоса и надвигающейся катастрофы, но для некоторых зрителей может показаться чрезмерно искусственным и отвлекающим от основной линии развития событий.

-7

Читать или смотреть, читать и смотреть - выбор, как и всегда, за вами. Мы лишь посоветуем мыслить критически и оценивать работы, полагаясь на собственные ощущения. А телевизор Toshiba поможет не только понять глубокие смыслы, но и насладиться реалистичной картинкой.