На протяжении XIX века в материалах военного ведомства Российской империи (уставах, приказах, распоряжениях, наставлениях) часто встречается термин "дядька". Кого же так именовали?
В Своде военных постановлений 1938 года было написано: "... старослужащий , испытанной доброй нравственности солдат, которого называют дядькой."
Большинство военных в тот период времени считали, что именно такие "дядьки" должны играть основную роль в подготовке новобранцев и кадет.
Так, например, писатель А. Куприн в своем произведении "Кадеты" ("На переломе") писал: "Почти все преподаватели отличались какими-нибудь странностями, к которым Буланин не только привык очень быстро, но даже научился их копировать, так как всегда отличался наблюдательностью и бойкостью. Покамест в продолжение первых дней он разбирался в своих впечатлениях, два человека поневоле стали центральными фигурами в его мировоззрении: Яков Яковлевич фон Шеппе — иначе Петух — и отделенный дядька Томаш Циотух, родом литвин, которого воспитанники называли просто Четухой. Четуха служил, кажется, чуть ли не с основания прежнего кадетского корпуса, но на вид казался еще очень бодрым и красивым мужчиной, с веселыми черными глазами и черными кудрявыми волосами. Он свободно втаскивал каждое утро на третий этаж громадную вязанку дров, и в глазах гимназистов его сила превосходила всякие человеческие пределы. Он носил, как и все дядьки, куртку из толстого серого сукна, сшитую на манер рубахи. Буланин долгое время думал, что эти куртки, от которых всегда пахло щами, махоркой и какой-то едкой кислятиной, выделываются из конского волоса, и потому мысленно называл их власяницами. Изредка Четуха напивался. Тогда он шел в спальню, забирался под одну из самых дальних кроватей (всем воспитанникам было известно, что он страшно боялся своей жены, которая его била) и спал там часа три, подложив под голову полено. Впрочем, Четуха не был лишен своеобразного добродушия старого солдата. Стоило послушать, как он, будя по утрам спящих воспитанников и делая вид, будто сдергивает одеяло, приговаривал с напускной угрозой: «Уставайтя! Уставайтя!.. А то я ваши булки зъим!.. Уставайтя!"
"Дядьке" поручалось помогать новобранцу адаптироваться к новым для себя условиям жизни - службы. В помощь "дядькам" печатались специальные издания, например, "Памятка для дядьки новобранца".
В наставлениях и предписаниях военного ведомства указывалось, что "каждый дядька, которому отдан будет на руки рекрут, обязан наставить его не только порядочному поведению, но и тому, как дать себе хороший воинственный вид, быть не лениву, смену, проворну, одним словом, чтобы крестьянская привычка вовсе была истреблена. Дядька в особенности должен научать рекрута обращаться с оружием".
"Дядька" должен был обладать спокойствием, беспристрастием, добросердечностью, бескорыстностью и наблюдательностью.
В ходе военной реформы, в 1874 году на смену "дядькам" пришли "учителя молодых солдат", хотя общепринятый образ "дядьки" продолжал существовать в солдатской массе ещё долгий период времени.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте свои комментарии.