Как разработчики объединяют в одном проекте разные исторические эпохи
В конце февраля 2024 года студия Redemption Road анонсировала Kingmakers — гибрид стратегии и экшена. Герой этой необычной кооперативной игры попадает в Средневековье и сражается современным оружием против рыцарей. Мы подобрали несколько примеров других игр, в которых друг с другом встречаются люди или технологии из разных исторических эпох.
Не во всех играх показано столь радикальное противостояние, как в Kingmakers, в которой разрыв между технологиями составит 500 лет. В большинстве случаев разница всего в пару веков. Но это переломные эпохи, когда новые виды оружия еще не получили повсеместного распространения и использовались наравне со старыми.
Civilization
В далекие 90-е фанаты первых частей серии с восторгом рассказывали друг другу, как рыцарь «убил» пароход. Хотя чаще бывало наоборот. Игрок, в технологическом развитии на несколько эпох обогнавший соперников, легко расправлялся с конкурентами — даже если его армии уступали в численности.
Но чтобы победить в этой гонке, требовалось или досконально знать все механики игры, или ставить сложность пониже. В случае успеха авиация уничтожала вражеские армии стран, еще не придумавших системы ПВО, а танки наматывали на гусеницы кавалерию XVIII века.
В Civilization 6 появился Вавилон под управлением Хаммурапи. Это государство получает в два раза меньше очков науки, необходимых для открытия новых технологий. Зато у этой нации иначе работает механика «Озарения». Выполняя определенные задания вроде строительства двух гаваней другие страны просто ускоряют изучение новых дисциплин, например, «Картографии», на несколько ходов. Но Хаммурапи за две гавани сразу получит эту технологию.
Без подводных камней не обошлось. Слишком рано открытая технология может заблокировать другую, необходимую для «Озарения» в соседней ветке. Так что при игре за Вавилон важно все четко планировать. И тогда можно будет скинуть атомную бомбу на вражеский город, застрявший в Средневековье.
Rise of Nations
Популярная в свое время стратегия, сочетающая игровой процесс Age of Empires с системой эпох и контролем территорий в духе Civilization. После выхода дополнения Thrones and Patriots число наций в Rise of Nations превысило два десятка — каждая со своими особенностями и стилем игры.
Ацтеки играют агрессивно — война питает их экономику, ведь за уничтожение вражеских юнитов они получают золото. Британцы сильнее увлечены внутренней политикой — от развития они получают больше доходов, чем остальные. Русские практически непобедимы на своей территории благодаря умению вести партизанскую войну. Но уйти вперед в технологичеством прогрессе проще всего за греков.
У народов, рано сошедших с исторической сцены в реальном мире, в Rise of Nations есть шанс изменить свою судьбу. В игре есть различные чудеса света, дающие бонусы к развитию, а также уникальные юниты. Так, ацтеки получили огнестрельное оружие и могут провести «колонизацию наоборот», стерев испанцев с игровой карты.
For Honor
Лучший сетевой экшен о столкновении цивилизаций. На старте в For Honor были три непохожие фракции – рыцари, викинги и самураи, все с уникальными умениями. Разница в 5-6 столетий, отделяющих этих воинов друг от друга в реальной истории, нивелировалась балансом характеристик.
Освоить сложную систему боя с уклонениями, парированиями и комбинациями было нелегко, но успех в сражении радовал и пробуждал симпатию к выбранной цивилизации. Увы, Ubisoft практически прекратила развитие проекта — новый контент появляется крайне редко. Но немалое количество игроков после перерыва все равно возвращается в For Honor — аналога на рынке так и не появилось.
Кое-что Ubisoft за восемь лет все же добавила. Например, китайских воинов. Но куда интереснее пятая фракция — Странники. Они объединяют в себе черты народов, в реальном историческом процессе отстоящих друг от друга на сотни лет. Среди них египетский меджай с уникальным веерным топором, пиратка с абордажной саблей и кремневым ружьем, а также ацтекский охотник с обсидиановой дубиной.
Надеемся, Ubisoft все же не забросит For Honor и выпустит еще какие-то обновления. Или сделает сиквел, в котором учтет ошибки оригинала и пожелания фанатов.
Europa Universalis
Цивилизации на разных уровнях развития сражались еще в первой части стратегической серии. Но без модификаций можно было управлять только небольшим количеством великих держав. В Europa Universalis 2 игрокам стали доступны десятки стран и четыре столетия истории.
Любители легких побед покоряли мир, играя за Англию. Не боявшиеся трудностей геймеры управляли империей ацтеков или государством Конго. Они могли сполна ощутить превосходство врага в оружии и солдатах. Пара тысяч конкистадоров без труда уничтожала армии индейцев, превосходившие их числом в 5-10 раз.
Ради победы необходимы союзы и умение плести политические интриги, а также доступ к лучшим технологиям. При умелом планировании подконтрольное игроку Конго могло занять всю Африку.
Больше всего разнообразного контента сейчас в Europa Universalis 4. Великие державы в ней контролируют колонии не напрямую, а через автономии – частично самостоятельные страны, способные отделиться. А у России есть уникальная механика колонизации, позволяющая быстро дойти до Тихого океана и схлестнуться с отстающим в развитии Китаем.
Маленькие американские племена могут мигрировать подальше от европейцев. Крупные – создают федерации ради войны с захватчиками и могут получить доступ к ружьям и кавалерии благодаря механике вестернизации.
В игре есть специальное достижение «Три горы» для тех, кто не боится самых сложных вызовов. Например, для игроков, способных завоевать мир, управляя отсталым королевством Рюкю. Или для тех, кто объединит США под знаменами гавайских аборигенов.
В мае 2024 года вышло DLC Winds of Change, в котором ацтеки с инками получили возможность основать колонии в Старом свете. Как тебе такое, король Франции?
Expeditions: Conquistador
На рубеже XV-XVI веков испанцы и португальцы отвоевали Пиренеи у мусульман. И тогда же Колумб добрался до Америки. Десятки тысяч христианских солдат и офицеров, освободившихся от сражений в Европе, отчалили покорять Новый свет.
Это было время авантюристов, под командованием которых сравнительно небольшие отряды хорошо вооруженных бойцов повергали в прах империи аборигенов. Такой отряд игрок возглавит в Expeditions: Conquistador. Но ему придется не только воевать.
Как и в реальности, в игре конкистадорам постоянно не хватает еды, снаряжения и лекарств. Самый простой способ решить проблему – ограбить индейцев. Если это не возмутит отряд, в котором каждый боец обладает собственным характером. Одним не нравятся туземцы, другие выступают против чрезмерного кровопролития, а третьи требуют больше внимания уделять нуждам церкви. Если испортить отношения с большинством солдат — бунт неминуем.
Столкновения с аборигенами прописаны максимально реалистично. Порой индейцы совершают налеты на лагерь, чтобы похитить деньги и еду. И пока испанцы не очухались, туземцы быстро скрываются в джунглях.
Зато в квестовых сражениях масштабы и ставки куда выше. Здесь уже воюют по-настоящему. И каждый по-своему. Европейцы делают ставку на броню и огнестрельное оружие, даже пушка у них есть. Слабозащищенные индейцы отвечают маневренностью, ловушками и умелым владением холодным оружием. Впрочем, это переломная эпоха, начало XVI века. Поэтому испанцы тоже не забыли, как держать в руках меч и щит.
В серии сражений можно уничтожить империю ацтеков, заработать на этом, как солдаты Кортеса, и вернуться домой богатейшими жителями Испании.
«Огнем и мечом»
Мод для первой Mount & Blade, превратившийся в официальное дополнение. Оно переносит игроков из выдуманного мира Кальрадии в интересный исторический период – середину XVII века. В Восточной Европе война с участием Речи Посполитой, Московского царства, Швеции, Крымского ханства и Запорожской сечи. А на полях сражений старая эпоха противостояла новой.
Огнестрельное оружие, еще недавно представленное лишь громоздкими пушками, стало куда компактнее и индивидуальнее. Главный герой уже в начале игры получал ружье-самопал, а позже обзаводился мушкетом, бьющим сильнее и точнее.
Первые же столкновения с разбойниками показывали и преимущества, и недостатки огнестрела по сравнению с луками и арбалетами. Мушкет часто убивал с одного попадания, но его точность оставляла желать лучшего. Даже при прокачанном навыке владения оружием герой нередко промахивался.
Еще один недостаток – количество пуль. В один слот экипировки помещалось около 30 стрел, а пуль — в два раза меньше. Это компенсировало убойную силу мушкетов. Кроме ружей в «Огнем и мечом» есть первые пистолеты и примитивные гранаты с колоссальным уроном и большим разлетом осколков. Но их много в бой не возьмешь, да и цена у торговцев высокая.
Хотите показать, что старое оружие еще на многое способно? Нанимайте крылатых гусар Речи Посполитой. Или чуть уступающих им боярских дружинников Московского царства. И ломайте вражеский строй, рубя супостатов проверенным железом.
Assassin’s Creed 3
Встретились старое с новым и в третьей части известной франшизы Ubisoft. Главный герой – сын англичанина-тамплиера и индианки. Воспитывался он в индейском племени и носил имя Радунхагейду. Позже оказался в рядах ассассинов и переименовался в Коннора.
События разворачиваются на фоне американской войны за независимость. Среди рядовых противников в основном британцы с огнестрельным оружием — и Коннор тоже может использовать ружья и пушки. Но гораздо интереснее воевать по-индейски.
Помимо скрытых клинков у Радунхагейду есть лук и томагавк. Обращается он с ними виртуозно — одной стрелы достаточно, чтобы убить врага. А неосмотрительно приблизившиеся враги получат смертельный удар топориком.
Разработчики Assassin’s Creed 3 наглядно продемонстрировали, почему индейцы так долго сопротивлялись колонизаторам. Дело не только в искусном владении луками и томагавками — краснокожие были мастерами маскировки.
Европейцы часто вспоминали, что не могли заметить засаду, пройдя всего в паре метров от нее. Не раз и не два Коннор будет внезапно атаковать вражеские отряды, пользуясь паникой и сея хаос. Конечно, герой не просто индеец, он ассассин. Но применяет те же приемы, что и предки его матери.
Victoria
На данный момент последняя часть серии — Victoria 3, неудачная и ограниченная в разнообразии механик. Сполна прочувствовать Викторианскую эпоху в роли правителя страны лучше поможет Victoria 2. Государства здесь делятся на несколько типов. От великих держав вроде России до маленьких германских княжеств и стран, лишь частично прошедших путь к европеизации.
Игра за Россию или Великобританию может показаться скучной – слишком мало достойных соперников. Армия, оснащенная по последнему слову техники, без проблем справится с большинством врагов. И основной причиной потерь станет нехватка снабжения.
Все меняется, если выбрать Афганистан, Эфиопию или аналогичную страну. Пройдет не один десяток игровых лет, прежде чем такое государство достигнет заметного статуса на мировой арене. Придется вести войны со слабыми и отбиваться от сильных. Пытаться провести реформы и не угробить при этом экономику. И пройти долгий путь к вестернизации.
Тем, кто хочет получить максимум удовольствия от Victoria 2, вестернизация обязательна. Без нее нельзя строить нормальные войска и корабли, а также возводить фабрики и многие другие здания. Даже с покупкой товаров возникнут проблемы.
Но если справиться с задачей, можно увидеть империю зулусов, раскинувшуюся на несколько континентов, оттеснив колонизаторов обратно в Европу.
Total War: Shogun 2: Fall of the Samurai
Желаете изучить вестернизацию стран в деталях? Понаблюдать, как новое оружие побеждает старое? О необычном периоде истории Японии расскажет дополнение Fall of the Samurai для масштабной стратегии Total War: Shogun 2.
По мере прохождения игры самураи в национальных доспехах станут встречаться на полях сражений все реже. На смену им придут вооруженные карабинами солдаты в европейской одежде и расчеты пулеметов Гатлинга, выкашивающие стройные ряды атакующей пехоты.
В бою можно воочию наблюдать последствия внедрения новых технологий. Разрушительное оружие Нового времени уничтожает превосходящие численностью армии противника. Меняется на глазах морской бой — деревянные парусники уступают место пароходам. Мощь орудий станет решающим фактором — и горе японским кланам, отказавшимся от инноваций.
Конечно, при желании можно попытаться превратить «Падение самурая» в «Спасение самурая». Игра позволяет это сделать, но будет нелегко — придется как можно быстрее захватывать территории теми силами, что есть в начале, и полностью отказаться от технологий XIX века. То есть от большинства исследований.
В такой партии будет важен микроменеджмент в тактических битвах. Любая ошибка приведет к гибели нескольких отрядов, а то и всей армии.
Список игр, в которых сталкиваются разные эпохи и цивилизации, можно продолжать и дальше. «Завоевание Америки», Age of Empires, Empire Earth, Empire: Total War и другие. Но мы на этом остановимся, ведь уже упомянутых хватит надолго.