Найти в Дзене
Опережение

Эта женщина никого не убивала, но её поставили к стенке: Белла Бородкина

Оглавление

В 1982 году Белла Бородкина, директор 300 ресторанов и столовых в Геленджике, оказалась на скамье подсудимых. Решение суда стало шоком для всех, кто присутствовал на заседаниях, люди были поражены приговором. Ведь по всему Советскому Союзу были сотни и тысячи таких «ушлых дамочек», которые имели доступ к дефицитным продуктам и зарабатывали большие деньги в сфере общепита. Но обычно такие аферисты получали лет 10 тюрьмы. Но в случае с Беллой Бородкиной приговор был просто оглушающим — расстрел. Такой серьезный итог суда для многих людей стал сигналом о том, что её судили совсем за другое.

Влиятельная директриса

Летом каждый житель Советского Союза хоть раз отдыхал на курортах Краснодарского края. Чудесное море, пляж, шашлыки, вино, танцы и экскурсии — всё это было в короткой поездке по «советскому раю» на юге. Однако порядка 11 миллионов отдыхающих в год всегда рыскали в поисках еды. Дорогой ресторан не многие могли себе позволить, к тому же там всегда были огромные очереди. А в дешёвых столовых качество блюд было ужасным: люди брали первое и не могли его есть, ставили тарелку обратно или сливали на сторону. Писали отзывы в книгу жалоб, но без толка.

Белла Бородкина, которая заведовала целым рядом общепитов на «югах», не обращала внимания на негативные отзывы в книгах жалоб и предложений. Она называла отдыхающих «крысами» и постоянно придумывала новые технологии обмана. От подчинённых, у которых была совесть, женщина быстро избавлялась. Белла заставляла сотрудников разводить спиртные напитки, не докладывать порции и добавлять в мясо воду. Потом это мясо продавалось «с рук» без накладных и отчётов. Украденное столовое мясо Белла отправляла в шашлычные, и ее прибыль была невероятной. За один шампур отдыхающие были готовы платить по три рубля.

Кафе в СССР
Кафе в СССР

За пару лет только на наворованном мясе Бородкина заработала 80 тысяч рублей. Её «покрывал» первый секретарь Геленджикского горкома партии Николай Погодин, которому Белла каждый месяц передавала большие деньги и знакомила с доступными красивыми женщинами. За чуть больше чем два года секретарю горкома было передано ценностей, денег и продуктов на 15 тысяч рублей.

К тому же Белла Бородкина сама передавала взятки ответственным работникам города за оказанное содействие и поддержку в работе. Она купила всех местных партийных чиновников и милицию. Когда приезжали проверяющие из столицы, Белла и ее подручные умели принять их так, что лишних вопросов не задавалось. А секретарь горкома Погодин всегда говорил: «Вы хотите ли от женщины отстать? Вы не видите, что она работает на благо нашего города? Поэтому не надо никаких мероприятий тут проводить».

Знающие и влиятельные люди выбивали дефицитные продукты, предупреждали о проверках, хлопотали, чтобы Бородкиной дали очередное звание. Она стала заслуженным работником торговли СССР, была депутатом трёх созывов, участвовала на всех совещаниях пленумов Краснодарского края. Потому что сам член Политбюро Фёдор Кулаков любил отдыхать в Геленджике, а Белла Бородкина принимала не только отдельных чиновников, а целые знатные семейства.

Геленджик
Геленджик

Увеселения шли на широкую ногу: катера для прогулок по морю, поездки в горы с шашлыками, персональные выступления артистов, лучшие врачи и массажисты — и совершенно бесплатно. Каждый работник общепита в Геленджике чётко знал своё место в коррупционной схеме и сколько он должен отдать по цепочке наверх. Бородкина обложила данью поваров, барменов, экспедиторов, официантов, швейцаров. Директриса уже вошла в раж и не могла остановиться. Она брала деньги даже у ночных бабочек, которых сама же звала на работу.

Грызня за власть

Когда за Бородкину взялась милиция, следователей поразили примитивные и смешные способы, которые она использовала, чтобы прятать свои богатства. Она заворачивала крупные купюры в трёхлитровые баллоны, закручивала крышки и прятала их в самых неожиданных местах: даже в щелях батарей водяного отопления.

Хозяином Беллы стал Сергей Медунов, который уважал её за характер и называл «железной леди». У него были крепкие связи в Кремле, и он мечтал о более высоком статусе, чем у генеральный секретарь. Когда Бородкина оказалась на скамье подсудимых, люди, разбирающиеся в политических интригах, сразу поняли, что это удар по Медунову. То есть крупные чиновники схлестнулись в борьбе за власть. С одной стороны, Горбачёв, в то время министр сельского хозяйства, поддерживал председателя КГБ Юрия Андропова. А у руководителя Кубани Медунова в покровителях был генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Горбачёв и Андропов решили уничтожить конкурента.

Горбачев и Андропов
Горбачев и Андропов

Когда было принято решение о дискредитации Медунова, прокуратура начала активно расследовать дела, творившиеся в городах и районах Краснодарского края. В итоге расследования и осудили директора геленджикского общественного питания Беллу Бородкину. Её обвиняли по трём статьям: получение взятки, хищение государственного имущества в особо крупном размере и обман потребителей. Женщине грозил срок от пяти до пятнадцати лет.

Биография Беллы

Бородкина родилась в Одессе в бедной семье сапожника-еврея, у которого было 10 детей. На самом деле её звали Берта Король. В юности она голодала и работала посудомойкой. Мечтая о лучшей жизни, девушка решила изменить своё имя и фамилию. В 1951 году она перебралась в Геленджик, где вышла замуж за капитана и взяла его фамилию — Бородкина.

Как она объясняла следователям, Белле надоело быть простушкой, она хотела быть эффектной и сексуально раскованной. Эта женщина любила мужчин и выбирала партнёров гораздо младше себя. Замужем она была 6 раз, и никто не знал, сколько ей на самом деле лет. Специалисты утверждали, что Бородкина намного старше, чем указано в паспорте и других документах.

Берта Король - будущая директриса Белла Бородкина
Берта Король - будущая директриса Белла Бородкина

Когда милиция занялась делом Бородкиной, сыщики не смогли найти никаких следов её еврейского отца в Одессе. Было непонятно, что делала Бородкина во время войны. Возникла версия, что она работала на немецкую разведку, а после выполнения секретного задания осталась в Советском Союзе и сочинила себе новую биографию.

Предполагалось, что она была сотрудником или агентом Абвера, направленным на постоянное оседание для работы в курортных городах на Чёрном море. В те времена там было много богатых граждан — директоров гостиниц и ресторанов, владельцев туристических агентств, которые сдавали туристам большое количество комнат. Все они завидовали бриллиантам Бородкиной, которая всегда выпячивала своё богатство.

Могла уйти от наказания

Но в следственном изоляторе Управления КГБ Бородкина уже вела себя как жертва недоразумения, которая вот-вот извинится. От дачи показаний она отказалась с самого начала. Конечно, у Бородкиной были связи, в том числе и в Москве. Вначале она верила, что сможет быстро уйти от ответственности, но прошла неделя, месяц, два, а помощь так и не пришла. Предъявленных ей обвинений становилось всё больше и больше.

Следователи установили, что она украла 1.5 миллиона рублей. Внезапно Бородкина заговорила и начала сдавать начальников разных мастей, получавших от неё огромные взятки. В своих показаниях она выдавала даже прокуроров и судей. Следователи были довольны. Курортная мафия и партийные шишки, дававшие ей крышу, дрожали от страха. Все враги народа оказались под угрозой, и на них легла огромная тень.

Бородкина рассказала о своих преступных связях с советскими партийными чиновниками в Краснодарском крае и в Москве. У правоохранительных органов было огромное стремление сделать всё возможное, чтобы арестовать её и привлечь к уголовной ответственности, но до поры до времени они не могли этого сделать.

Поняв, что её предали и из тюрьмы вытаскивать не станут, Бородкина решила прикинуться сумасшедшей и начала разыгрывать настоящие спектакли безумия. Она была талантлива, но ничего не вышло. Множественные эксперты, в том числе из авторитетного психиатрического центра имени Сербского, говорили, что у неё были все шансы имитировать шизофрению и обострение, но в том, что эта симуляция, они не сомневались.

Во время следствия по делу Бородкиной её покровитель, первый секретарь Геленджикского крайкома партии, неожиданно пропал. Это был всесоюзный скандал. По некоторым данным, Погодин пропал за два дня до своего ареста. Были проверены все больницы и морги, опрошены десятки свидетелей, исследована акватория Геленджикской бухты, но его так и не нашли.

Ее поставили к стенке

Дело общепита не только потрясло Советский Союз, но и стало известно во всём мире. О нём кричали радиостанции. Это был сильный удар по коммунистической партии. В общей сложности у Бородкиной было изъято 700 тысяч рублей наличными и другие ценности. В то время автомобиль «Жигули» стоил 5000 рублей, поэтому богатство Беллы было просто фантастическим.

Возбуждено 20 томов уголовного дела, на основании которого выделили ещё 30 томов. По этим делам осудили 72 человека. Многие лица были привлечены к суду за получение взяток от граждан. В этот период, в 1980-х годах, было предъявлено обвинение в том, что кадровая политика не соответствует требованиям, и многих, кто был частым гостем у Бородкиной, поувольняли из Краснодарского крайкома.

Белла Бородкина на суде
Белла Бородкина на суде

В итоге в старой измученной женщине уже невозможно было узнать красавицу в бриллиантах, которая всегда считала себя хозяйкой жизни. Бородкина становилась всё слабее, резко похудела. На заседаниях она была близка к потере сознания. Процесс вели в закрытом зале, бывшая директриса словно попала в западню. Выглядела Белла уже жалко и опустошенно, создавалось впечатление, что на суде стоит 16-летняя девочка. Женщины в зале даже плакали.

Многие считали, что ее судят по статьям хищения государственного имущества и обмана потребителей и в итоге снимут обвинение за недостаточностью доказательств. Но такого приговора, как расстрел, никто не ожидал.

За получение взяток на сумму в полмиллиона рублей Бородкину приговорили к высшей мере. Просто Белла знала слишком много, и её решили устранить. Директрису общепита расстреляли в Новочеркасской тюрьме в 1983 году. Родные даже не смогли получить прах…