Найти в Дзене
Юрий Кот

Отец Андрей Ткачев — о мужестве истинном и неполезности жить прошлым

Отец Андрей Ткачев — как всегда очень точно о важном.

«Чтобы когда-нибудь стать семейным человеком, мужчина должен в детстве и юности видеть перед глазами соответствующие жизненные примеры. Или так сильно и искренне влюбиться, чтобы затем безоглядно и навсегда ринуться в гущу неизвестной супружеской жизни, в трясину повседневного быта. Но и в том, и в другом случае ему для создания семьи будет нужна решимость и изрядная доля мужества.

Смею предположить, что никогда человеку не нужно было столько нравственного мужества и смелости для создания семьи, сколько нужно сегодня.

Мужество в данном контексте – это способность трезво видеть цель, оценивать риски, идти на жертву, не убегая от испытаний. Это очень мужской шаг – предложить совместную жизнь, временную и вечную, человеку, которого ты любишь. Пообещать быть стеной-защитой и плечом-опорой для будущей жены и будущих детей: "Я научусь всему этому, верь в меня". Сказать: "Я ещё не умею, но я непременно научусь", – в известной степени выражение мужества. Причём сказать это нужно в первую очередь самому себе.

Да, мужчина должен быть твёрд, постоянен, усидчив и напорист. Иногда он должен быть смел, но смелость – это не главное. Есть много смелости, породнившейся с дуростью, абсолютно лишённой подлинного мужества и благородства.

Мужество нужно будет мужчине не для лихой автомобильной езды и покорения горных вершин. Эти похвальные занятия, в сущности, не более чем развлечение.

Мужество будет ему необходимо для воспитания детей, выращивания деревьев и постройки дома – для дел простых и необходимых сегодня нужно гораздо больше мужества, чем для дел ярких и бесполезных».

-2

И ещё — о неполезности жить прошлым.

«Люди мало «живут». Они либо бегут фантазиями в непонятное будущее. Оно вообще непонятно какое будет.

А люди строят планы, фантазируют. Предвкушают удовольствия, радости и наслаждения. Успехи какие-то.

Делят шкуру неубитого медведя.

Либо застревают в прошлом и «ковыряются» в нем.

Смотрят свои выпускные альбомы или дембельские альбомы.

Или фотографии со свадьбы.

И ковыряются. Ковыряются в этом прошлом. Да все уже! Все.

Прошлое было или не было его – никто уже точно не скажет.

Жизнь моя иль ты приснилась мне?

Что вспоминать бабке, как она девкой была?

Нужно уже вылезать из прошлого и идти вперед. Его будет Бог судить – наше прошлое.

Мы не можем даже оценить его, это прошлое. Нужно выходить из него и идти дальше. В этом смысле Господь говорит нам про змею.

Она регулярно меняет кожу. Господь говорит: «Будьте мудры как змеи». То есть – лезьте вперед. Не торчите сзади.

Что мы сегодня можем с вами?

Смотреть назад и смотреть вперед. Назад смотрит человек с сокрушением.

Как правило. Вперед – с надеждой. Сзади у каждого есть свое. Не думаю, что у нас есть какие-то совершенно легкие года прожитой жизни. Не думаю. Не думаю, что даже этого стоит ждать. Но «легкое» – это одно. «Благословенное» – это другое. Бывает, что оно и тяжелое, но благословенное.

Поэтому мы просим с вами не легкости, а благословения. И прощения того, что за спиной. За спиной, главным образом, у человека горечь ошибок или печаль от несделанного. Которое уже не сделается – как правило.

То, что ты опоздал сделать в прежние годы, – оно обычно уже не догоняется.

Другое сделаешь, а то, что опоздал, вряд ли сделаешь. Скорее всего так. Там смесь такая горечи и обиды. Раскаяния и страха. Это за спиной остается у человека. Но жить нельзя в прошлом.

Жить нужно сегодня и к завтрашнему дню готовиться. Из прошлого нужно вылезать.

Как бы то ни было – мы молимся. Пусть наши молитвы не очень сильные. Но мы молимся о мире всего мира.

О всех и за вся. Без изъятия. За всех живых. За всех усопших.

Силуан Афонский еще имел силу молиться за всех неродившихся. Пытался молитвой охватить всех от Адама. Всех тех, которые жили уже, живут сейчас и еще будут жить.

И Церковь в своей сокровенной тайне она так и молится. «О всех и за вся».

Мы свои просьбы приносим в надежде, что наше будущее лето будет благословенным. Чтобы не было тяжелых греховных падений.

Чтобы мы с вами возрастали в вере и добродетелях. Чтобы задуманные вещи у нас потихоньку получались.

Быстро нельзя чтобы у человека все получалось. Это неполезно человеку. Но постепенно, помаленьку, с трудом, со скрипом.

Чтобы все, что нам нужно, чтобы у нас получалось. Чтобы нас радовали наши дети.

У кого есть внуки – и внуки. Чтобы семьи имели мир. Чтобы люди находили помощь Божию на всякое время и на всякий час. Мы просим этого у Бога.

Храни Христос всякую душу верующую! Дай вам Бог жизни не страшной и интересной!»