Найти тему
Зернов.РосНОУ

Интеллектуальный триатлон спасёт науку

Не открою Америки, заявив, что вы любой конкуренции выигрывает тот, кто умнее, следовательно, ставка на развитие интеллекта у подрастающего поколения – это гарантия выживания, прогресса и процветания страны.

Но, к сожалению, пока мы в этом деле сильно проигрываем – как минимум, самим себе, в прошлом. Что вдвойне обиднее. В советские времена хоть и было всего 4 канала, но один был целиком отдан под образование. А на остальных шли замечательные теле- и радио передачи - «Очевидное - невероятное», «Хочу всё знать!», плюс в стране выходила масса журналов - «Юный техник», «Техника - молодёжи», «Знание - сила», «Квант» и пр. Всё это мотивировало молодёжь и школьников к занятию научной деятельностью.

Сейчас все сидят в социальных сетях. И это само по себе не так плохо, если бы сидели с пользой для интеллекта. Поэтому нам сейчас как воздух нужна соцсеть, которая бы ориентировала детей на приобщение к «умным» профессиям. Потому что, как я уже неоднократно говорил, количество желающих сдавать ЕГЭ по физике за последние годы неуклонно снижается, а решить проблему технологического суверенитета без физики просто невозможно, даже теоретически, не говоря о практике.

Напомню, что в 70-80-е годы конкурс в МФТИ, МИФИ, МВТУ, МАИ и прочие технические вузы никогда не опускался ниже 7-8 человек на место, в среднем было порядка 15 претендентов. Сейчас – хорошо если полтора человека на место. И это о многом говорит.

В связи с этим хочу с большой гордостью заявить о том, что у нас в РосНОУ уже давно существует такая интересная форма работы с молодёжью как Интеллектуальный триатлон. Это командно-индивидуальная игра, ориентированная на формирование системного подхода к решению проблем, на развитие умения находить связи между явлениями из различных сфер, совершенствование навыков поиска и анализа информации, критического мышления и командной работы. Формат разработан нашими сотрудниками, а в играх приняли участие сотни команд со всей страны.

Интеллектуальный триатлон решает обозначенную проблему довольно интересным образом – через повышение интереса к занятию интеллектуальной деятельностью в целом. Как только человек начинает в этом участвовать, он ощущает вкус к работе ума, а в итоге это неизменно приведёт его и к физике, и к математике, и к другим наукам – как точным, так к естественным и гуманитарным.

-2

Когда ещё существовала передача «Очевидное – невероятное», я хорошо помню, как проходила встреча Сергея Петровича Капицы с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Получился очень интересный диалог идеалиста с материалистом, в котором обе позиции были уравновешены. Сейчас, к сожалению, вторая сторона почему-то находится в загоне.

Однако я абсолютно уверен: у тех, кто сейчас занимается интеллектуальным триатлоном и преуспел в нём, обязательно будут успехи и в научной деятельности тоже. Просто пока ещё рано делать какие-либо выводы, тут важен отсроченный результат.

А главное в другом – готовясь к триатлону, ребята уже начинаются наукой. Причём и школьники, и учащиеся колледжей, и студенты вузов.