Вот и вышла сотня номерных роликов проекта «Last Life». Думаю, пора подвести итоги. И именно этому будет посвящён данный спецвыпуск. За время работы над контентом узнал много интересного, познакомился с новыми для меня играми, да и в любимых с детства не разочаровался. Понял некоторые нюансы о различиях версий, локализациях, лицензировании, и, конечно же, прокачал геймерские навыки. За монтаж и озвучку в первых видео может быть и немного стыдно, но, как уже говорил в пилотном выпуске – «переделывать ничего не стал, зато принял все замечания и исправился на следующих обзорах».
Хоть и утверждал, что буду браться только за лицензионные продукты, несколько тайтлов, не входящих в официальную игрографию, проскочили. Это не откровенная пиратская поделка, а работа, которая по той или иной причине не получила штампик лицензирования от «Nintendo». И в этом сегменте достаточно качественных вещей, особенно если посмотреть на фанатские хоумбрю-проекты.
Парочку ромов найти не удалось. Это редкая региональная версия известной франшизы и новодельный хит, вышедший на картриджах несколько лет назад. Интересно было бы приобщиться и к этому пласту. Поиски неисследованного ведутся непрестанно.
В какую только дичь не приходилось играть… Но назвать любую из них полным отстоем – язык не повернётся. Ведь каждый тайтл имеет свою фанатскую базу, да и продажи картриджей обычно окупались. Были, конечно, провалы, но это единичные случаи. Любой жанр имеет право на существование, для каждого направления найдётся ценитель. И это я ощутил на собственном опыте. Даже те категории игр, что мне не нравятся в принципе, смогли зацепить хотя бы исполнением в графике или аудио-составляющей. Были и совсем непонятные для восприятия или стопорящие игровой процесс отсутствием перевода, но и в них была своя изюминка. Не стоит забывать и о программных продуктах, в которых геймплея нет совсем, но имеются полезные функции. И вновь процитирую пилотный выпуск – «А если попробовать изнасиловать себя хотя бы часок любой игрой, смоделировав ситуацию, будто больше их в вашей жизни не будет. Вот тогда с удовольствием зайдёт и гольф, и рыбалка, и маджонг, и любой другой непонятный или даже невиданный доселе жанр. Небольшое насилие компенсируется удовольствием от прохождения и познания чего-то нового, а если бросить игру на самой ранней стадии, то надежды на радость от виртуальной жизни будут таять с каждым разом».
И вот ещё какую закономерность обнаружил. Не стоит верить общественному мнению, необходимо всё проверять самому. Говорят, например, что эта игра самая сложная, а по факту ты проходишь её с первого раза. Пишут о другой, якобы она лучшая на консоли, а тебе не нравится даже титульный экран, а геймплей отвращает даже после нескольких часов мытарств. Или же всё в точности наоборот. Выходит, и на мои обзоры полагаться не стоит, ведь это личное мнение. Хотя оценка самых хитовых игр совпадает с абсолютным большинством авторов. И что удивительно – порой воспоминания схожи так досконально, что задумываюсь о едином информационном поле «Денди» и прочих теориях заговора. Это, конечно же, шутка. Тогда практически все мы росли в одинаковых условиях, а выбор консолей и картриджей не был так разнообразен, да и владение оными порой упиралось в финансовое неблагополучие.
Из этой сотни лишь 19 игр попадались мне в детстве, о трёх был наслышан, но познакомился с ними только работая над обзорами. И это говорит о том, что до нас доходил небольшой процент картриджей. Но и за это малое, но всё же разнообразие, спасибо отечественным пиратам. Мы пропустили самые крутые издания с возможностью сохранения и специальными устройствами. И даже сейчас работу многих из них невозможно воспроизвести на эмуляторе.
Немного статистики. Из ста игр – 13 мне не поддались, но проведя работу над ошибками, четыре из них уже осилил в той или иной мере, остальные ждут своей очереди. Несколько тайтлов пока находятся в категории частично завершённых, ещё парочка из разряда бесконечных и одна технически не проходимая, многие нужно обследовать на предмет расхождения версий и прочих нюансов. Ну и повторы с иными названиями в различных регионах имеются. А также другие нерассмотренные режимы, в том числе игра на двоих. Впрочем, эта работа уже активно ведётся, что можно увидеть в опубликованных и только готовящихся к выходу спецвыпусках. Тружусь и над совершенно новыми проектами, но об этом позже.
Хотелось бы отметить определённые игры. Это те, которые нравились в юном возрасте и остались также любимы сейчас, и те, что оказались открытием и поразили своим исполнением. К первым относятся «P.O.W.: Prisoners of War», «S.C.A.T.: Special Cybernetic Attack Team», «Wacky Races» и «Saiyuuki World». Ко вторым – «EarthBound Beginnings», «G.I. Joe: A Real American Hero», «Kabuki Quantum Fighter», «U-four-ia: The Saga», «Dai-2-Ji Super Robot Taisen» и «Daikaijyu Deburasu».
За период восьмибитных исследований, от зарождения идеи до её воплощения, с первой попытки записать геймплей с комментариями до монтажа сотого номерного выпуска, прошло немало времени. Многое познал, но ещё больше осталось загадкой, впереди изучение огромного наследия, ведь это было только начало. О том, что выбрал для рассмотрения игротеку именно «Денди», не жалею. Энтузиазм не пропал, в голове куча идей, ждущих своего часа. На этом прерываюсь, и включаю эмулятор. Вероятно, возьму небольшой отпуск, но это не точно. До встречи на проекте «Last Life»!