Найти тему

НА ГРАНИЦЕ СВЕТА И ТЕНИ-3. Глава 26.

Кадры решают всё.

Москва. Лубянка. Кабинет заместителя директора КГБ.

Совещание по актуальной проблеме с айти - технологиями в Российской Федерации.

— Очень хорошо, переходим к вопросу номер два, а здесь мы должны с максимальной степенью вероятности предусмотреть ближайшие события, которые могут последовать после возвращения обоих сотрудников в Симферополь. Сейчас они находятся на своих местах: Старатель в консульстве США, а Янус в агентстве «Шлях до перемоги», — но мне сдаётся, что ЦРУ в скором времени постарается взять его под полный контроль и предложит перейти в их резиденцию. По сведениям от Старателя, ему уже готовят кабинет и должность второго секретаря консула. Для организации его рабочего места консул заказал компьютер, принтер и другую оргтехнику, а также легковой автомобиль «Форд» на двоих — для него и Старателя. Это также говорит и о том, что ЦРУ расширяет свою деятельность на Украине. А нам интересно, в каком направлении. Ведь соглашение по ликвидации МБР уже заключено, остаётся лишь техническая сторона вопроса — их физическое уничтожение, а это дело техники. Это основное, с чем мы сегодня и должны определиться. Этот вопрос был доведён до вас ещё неделю назад, так, что слушаю ваши суждения.

После выступлений и анализа предоставленных планов генерал Бахметьев подытожил, что планы соответствуют поставленной задаче, но необходимо время, чтобы получить дополнительную информацию от Януса или Старателя и сделать окончательный вывод.

— А теперь о самом интересном. Вкратце озвучу информацию. Нашими «партнёрами» в США очень интенсивно ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. Этим занимается не один институт и множество лабораторий. Мы, в связи с известными недавними событиями в нашей стране, очень сильно отстаём в этом отношении, начиная с компьютеризации, компьютерной грамотности, Интернета, и уж что говорить о создании IT-технологий, программ да и самого железа. Одним словом, конь не валялся. В этом отношении они заявляют, что мы отстаём от них лет на пятьдесят, а то и навсегда. Учитывая это, сферу будущих войн они переносят в эту область, а мы пока что в этом отношении совершенно беззащитны. Вопрос всем: что делать?

— А у нас что, совсем нет людей в их институтах и лабораториях? — спросил генерал Сергеев.

— Да есть, но очень мало, а процесс разработок и изготовления очень сложен и разбросан по множеству научно-экспериментальных производств, к тому же со специалистами у нас тоже очень плохо. Ситуация похожа на известный «Манхэттенский проект» с атомной бомбой.

— Так, ну, давайте танцевать от печки, — вступил в разговор генерал Красовский. — У нас какие-нибудь институты готовят подобных специалистов?

— Готовят считанные единицы: Ленинградский физико-технический институт, МГУ — одно отделение, Нижегородский политехнический — тоже одно отделение, институт имени Баумана — одно и МИФИ. Только сложность в том, что далеко не все люди подходят для работы у нас, а из тех, кто подходит, не все хотят связывать жизнь с разведкой. Кроме того, прорвать защитные барьеры в лаборатории америкосов трудно из-за того, что они предпочитают брать на работу своих сограждан или тех, кого могут привлечь сами из высокоразвитых стран по всему миру. Так что, коллеги, задача архиважная и суперсложная, и решать её надо было ещё вчера. Слушаю ваши соображения — любые соображения, даже самые невероятные. Говорите прямо и без церемоний, время не терпит.

Наступило тяжёлое молчание: все соглашались с последним утверждением заместителя директора комитета.

— Вы всё равно меня спросите, Степан Васильевич, — первым заговорил генерал Красовский, — поэтому я сразу и начну. — Мы не впервые попадаем в такое положение, такова уж наша судьба, а точнее, история. «Зри в корень», как говорил Козьма Прутков. Если у нас нет специалистов, значит, их надо воспитать, без них мы всё равно ничего не сделаем.

— Легко сказать, а конкретно как это сделать, да ещё в короткий срок? — возмутился Сергеев.

— Согласен, в короткий срок не получится, но лет через пять это возможно. Вот мои конкретные предложения. Во-первых, немедленно организовать в нашем институте КГБ факультет информационных технологий со специальностями: IT-инженерия, робототехника, искусственный интеллект. Понятно, что базы у нас ещё нет, но мы можем пользоваться базами вышеупомянутых ведущих вузов, как, впрочем, и привлекать преподавательский состав. Курсантов принимать на первый курс со школы, а на второй и последующие курсы — из тех курсантов, которые учатся сейчас на других специальностях, и учить их по ускоренной программе. Таким образом, через год-два мы будем иметь пятнадцать-двадцать специалистов, которые смогут работать нелегалами и начнут работать по вербовке нужных нам спецов в США. Пусть они не будут разбираться в тонкостях, но приблизительную оценку получаемой информации сделать смогут. Во-вторых, со второго или третьего курса направлять наших курсантов на учёбу через другие страны в ведущие вузы США и Англии по обозначенному направлению с целью дальнейшей их работы в лабораториях и институтах по созданию искусственного интеллекта, IT-технологий и цифровых коммуникаций. И тогда это уже станет тем локомотивом, который начнёт тянуть весь состав. Вы скажете, долго ждать? Да, скоро это не получится, но без этого никак.

— А сейчас, на ваш взгляд, мы можем что-то сделать? — перебил его генерал Бахметьев.

— Думаю, да, — Красовский неожиданно замолчал, задумавшись.

— Скажите наконец, Иван Милентьевич, не томите душу.

— Это будет выглядеть слишком дерзко с моей стороны, но сказать придётся. На втором курсе нашего института учится ваш внук Алексей Александрович Бахметьев, очень способный, я бы даже сказал, талантливый молодой человек. Если вы дадите согласие, то мы хорошо постараемся и за два года сделаем из него хорошего айтишника и подготовим к поступлению в Массачусетский технологический университет в Бостоне. И если, даст бог, он его окончит и его возьмут в ведущий институт по созданию искусственного интеллекта в США, то это будет первая ласточка. Я понимаю, что такому молодому парню — он ведь ещё не разведчик — без поддержки будет очень трудно осуществить поступление и учёбу, поэтому его должна поддержать ваша дочь, старший лейтенант Татьяна Степановна Бахметьева.

— Да, такой, извините, дерзости я от вас никак не ожидал. Вы хотите под корень лишить меня наследников на старости лет? — полушутя отозвался генерал Бахметьев. — Только давайте для надёжности подготовим не одного, а минимум десять-пятнадцать курсантов, — глядишь, дело и выгорит.

— Конечно, чем больше мы внедрим наших курсантов, тем, конечно, лучше, но обеспечить всем надёжные легенды очень проблематично, — возразил генерал Сергеев.

— Ну а ещё ведь нельзя забывать, что основой основ всего этого являются чипы — микросхемы, которых у нас тоже нет, — добавил генерал Черемулин. — Китай подбрасывает нам готовые изделия, а технологией изготовления делиться не хочет. На мой взгляд, это направление надо считать не менее, а может быть, более важным. Внедрить в Китай или Тайвань наших студентов крайне затруднительно, а вот в США или Англию — более вероятно.

— Да, товарищи генералы, как говорили в Советском Союзе, а теперь в Японии: кадры решают всё. Есть ли ещё у кого-то какие-либо предложения, возражения, замечания? Нет. Тогда готовьте свои планы по всему пакету предложений генерала Красовского и в частности по внедрению наших молодых сотрудников в ведущие вузы США и Англии, готовящие специалистов в области IT-технологий и производства чипов. Генералы Сергеев и Черемулин, готовьте легенды, а генерал Красовский — планы по подготовке самих курсантов-абитуриентов, упор на первую ласточку, Александра Бахметьева. Через два месяца планы должны быть разработаны, время не ждёт. Да, вот ещё что, — остановил уже направляющихся к двери генералов, — это как факультативное задание Сергееву и Черемулину. Нам неплохо было бы поиметь компромат на этого зама главного редактора, Артура Дэвиса. Уж больно легко он принял Чернышёва на работу, как бы здесь не было какого-либо подвоха. Страховка на этот счёт никогда не помешает.