Найти в Дзене

Пропавшие рукописи великого писателя

Оглавление
Фото: из личного архива коллекционера Константина Янченко
Фото: из личного архива коллекционера Константина Янченко

Чтобы как-то чётко поставить проблему потери (можете называть, как хотите) рукописей Виктора Лихоносова, решил собрать вместе все мои материалы по данной теме. За 2 года, как вы можете заметить, ситуация не наладилась.

Рукописи не горят! Но дорого продаются

На бескрайних просторах интернета наткнулся на объявление, которое никак не ожидал увидеть. Продавались рукописи Виктора Ивановича Лихоносова: романы «Наш маленький Париж» и «Когда же мы встретимся», повести «Элегия» и «Осень в Тамани», а также личная переписка с знаменитыми современниками.

Продавец пишет, что обменяет рукописи на недвижимость, квартиру или автомобиль. На вопрос о точной стоимости получаю ответ: «Пока изучаем спрос на предмет. Цена не сформирована».

Интересно, а как бы отреагировал сам Лихоносов, узнав, что дело всей его жизни выставил на продажу «опытный человек» (судя по большому числу действующих объявлений о продаже антиквара и почти тысяче завершённых сделок)?

-2

После диалога с торговцем узнал, что он не является родственником классика, а тетради Виктора Ивановича приобрёл у наследников. Произведения Лихоносова, а также письма от В. Распутина, О. Михайлова, В. Курбатова, Н. Пичугина и актёра Ю. Назарова хочет продать «богатому коллекционеру».

Вся эта ситуация шокирует. Кубанскими литературными сокровищами сегодня торгуют на интернет-барахолках как вещами для чьей-нибудь частной коллекции.

Нужен ли нашему городу, краю, России архив великого русского писателя? Кто должен сохранять бесценные рукописи? Почему через год после смерти В. И. Лихоносова никто из госчиновников не задумался о сбережении нашего общего культурного наследия?

И главное, что будет дальше с выставленным на продажу архивом писателя?

Впервые опубликовано в журнале "Родная Кубань" от 09.09.2022

В ответ Анастасии Куропатченко, или Как пишут о наследии Виктора Лихоносова

-3

Недавно в «Комсомольской правде» вышел один «славный» текст Анастасии Куропатченко о продаже рукописей В.И. Лихоносова и его переписки с известными приятелями. Мне, как человеку, который первый осветил эту проблему, материал показался полнейшей несуразицей. А почему?

Во-первых, редакция газеты «очень оригинально» переделала мой заголовок к публикации в «Родной Кубани» от 09.09.2022 (у меня — «Рукописи не горят! Но дорого продаются»; у них — «Рукописи не горят, но распродаются»). Конечно, льстит тот факт, что журналист «КП» читает «Родную Кубань» и меня, но всё-таки, сколько вариантов было другого симпатичного «зага». Или «комсомолка» решила, что может просто так плагиатить заголовки? Но к нашим-то текстам обращаются не «гуляки интернета», а люди по-настоящему интересующиеся и историей, и литературой, и ещё, и ещё… Как-то это непрофессионально…

Имея опыт работы в региональном СМИ, я могу предположить, что «бедному» журналисту «Комсомольской правды» сказали написать «по-быстрому» для заполнения полосы заметку о продаже каких-то незнакомых ему «бумаг» незнакомого ему писателя. Журналисту даже предоставили контакты дочери Лихоносова, по-видимому, не сведущей в творчестве отца. Иначе как объяснить её слова о том, что рукописи самых известных текстов Виктора Ивановича «Наш маленький Париж», «Когда же мы встретимся», «Элегия» и «Осень в Тамани» — «малая толика»? Самые главные произведения не являются наиболее ценной и значимой частью? Значит «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение» — тоже незначительные книги Толстого? Туда же, получается, можно и отнести «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку» и «Бориса Годунова» Пушкина, и великое «пятикнижие» Достоевского…

Журналист, чтобы не читать произведения Лихоносова, возможно, даже зашёл на страницу писателя в Википедии. Но он так и не заметил тот факт, что Виктор Иванович является классиком всей России, и курсивом пишет, что Лихоносов — всего лишь «классик кубанской литературы». Не отзывались ведь о нём положительно известные писатели и критики такие, как Твардовский (не классик?), Михайлов, Чалмаев и Селезнёв? Да? Или, наверное, он классик Кубани, потому что «Наш маленький Париж» про Краснодар, а в «Осени в Тамани» действие происходит в Тамани? Не связан ли Лихоносов и с Буниным? Не Иван ли Алексеевич ему «судьбу выстроил»? Не высылала ли ему из Парижа в подарок жена Бунина книгу со своею подписью?

Забыл, у нас же национальные классики те, кто пишет модно, кто ненавидит Россию и народ, кто подписал «письмо сорока двух».

Но вернёмся к Анастасии Куропатченко. Она, получив комментарий, написав текст, бежит, чтобы отдать «детище» редактору. Тот ставит материал почти на всю страницу, ведь это же сенсация: дочь «классика Кубани» знает, что рукописи отца продают и ничего не делает, более того, она ещё не знает, как поступить с оставшимся архивом! Вот это новость! И заголовок хороший, булгаковский. Странно, что в новости не написали, что Лихоносов умер от COVID-19… Или это уже не актуально?..

А рукописи, кстати, пропали с сайта объявлений. Нашёлся покупатель? Или продавец чего-то испугался?

Впервые опубликовано в журнале "Родная Кубань" от 19.10.2022

Последняя сводка о состоянии рукописей В.И. Лихоносова

-4

Прошло полгода со дня публикации моего материала о продаже рукописей Виктора Ивановича Лихоносова. Отдать ценные вещи (в связи с разыгравшейся «бурей» в СМИ) в архив края продавец не захотел. В этом плане всё стабильно. Но ещё томилась надежда. «Рыбу» заманили прикормкой, но подсечь не смогли. Она уплыла в неизвестном направлении…

Контролируя все новости о творчестве Лихоносова, до середины февраля я ждал, что мы всё-таки узнаем либо личность продавца, либо познакомимся уже с покупателем. Этого не произошло, и я решил ещё раз связаться с торговцем (хоть объявление было снято, а потом и замаскировано в отделе завершённых продаж, вкладка переписки сохранилась у меня). После вопроса о судьбе рукописей получаю ответ: «Ну человек который продавал рукописи с октября не на связи, он меня просил выставить на продажу, потом я так понял он должен был ехать в Москву» (пунктуация соответствует оригиналу сообщения). После этих слов всё представление о личности нынешнего владельца рукописей стало нулевым. Видимо, человек «заметает свои следы». По словам «посредника», «у него (владельца — прим. А.Н.) не было своего аккаунта и опыта в этом плане, он попросил, я выставил».

Я же попросил передать мои данные «нынешнему владельцу», так как заинтересован в судьбе дела. Но, естественно, со мной за месяц так никто и не связался.

«Может он их уже и не будет продавать (враньё, чтобы СМИ «успокоились»? — прим. А.Н.), так как потом он мне говорил, что поднялась шумиха, которой он не хотел (чего он ожидал, продавая такие вещи?! — прим. А.Н.) и говорил, что может оставить их в своей коллекции, дальнейшего я не знаю» (пунктуация соответствует оригиналу сообщения), — подытожил мой собеседник. Теперь даже не знаешь, чему верить и что делать…

Огромная тоска на душе в связи со всем произошедшим. На сердце чувство вины. Не смогли сберечь часть архива классика. Где он теперь, ваши рукописи, Виктор Иванович, — в Краснодаре или Москве, далеко или рядом?.. Но точно не в добрых руках.

Впервые опубликовано в журнале "Родная Кубань" от 13.03.2023

Почему важно найти рукописи покойного Виктора Лихоносова?

Лидия Сычёва, Виктор Лихоносов и Владимир Крупин
Лидия Сычёва, Виктор Лихоносов и Владимир Крупин

Непонятно кому переданные черновики "Нашего маленького Парижа", "Осени в Тамани", "Элегии" и "Когда же мы встретимся" так и найдены спустя почти два года. Личность владельца архива великого писателя неизвестна.

Напомню о Лихоносове

Виктор Иванович Лихоносов — классик русской литературы. В своём творчестве прославлял Кубань и Россию в целом. Многие "эксперты" считают, что писатель стал только местной фигурой. Да, главный роман Лихоносова "Наш маленький Париж" посвящён памяти Екатеринодара. Но классик написал ещё множество произведений, которые "умные" критики, видимо, не читали. Виктор Иванович в своих текстах поднимает проблему исторической памяти. Почитайте хотя бы "Осень в Тамани" и "Элегию". Чего стоят только эти два великих произведения?! А ещё есть "Чалдонки", "Тоска-кручина", "Когда же мы встретимся", "Люблю тебя светло" и ещё, и ещё…

Талант молодого писателя Лихоносова признавали известнейшие эмигранты Константин Зайцев, Георгий Адамович, вдова Ивана Бунина. Со всеми ними Виктор Иванович вёл переписку из Краснодара. Для любознательных советую почитать "Привет из старой России".

Лихоносов дружил со многими известными писателями. В их числе: Василий Белов, Григорий Распутин, Юрий Казаков, Владимир Крупин, Валерий Ганичев и другие. Многие посещали Кубань, приезжали гостить к матери Виктора Ивановича в Пересыпь.

Как всё было с рукописями

Виктор Лихоносов умер 9 августа 2021 года. Через год, осенью 22-го, на одном популярном сайте для сбыта ненужных вещей появилось объявление о продаже рукописей классика. Тогда я первым написал заметку в журнал "Родная Кубань". Инфоповод растащили все СМИ. Казалось, что совсем скоро архив постараются вернуть и разместить в каком-либо краевом музее. Естественно, что ни у меня лично, ни у людей из моего окружения рычагов для этого не было. Семье писателя было всё равно ещё при передаче бумаг неизвестному лицу.

Однако какие-то решения могли принять люди, находящиеся повыше нас. Но этого не произошло. Тогда в марте прошлого года я снова написал продавцу, который оказался уже не продавцом, а посредником. Нить стала запутываться. А попытка возбудить общественность снова была безуспешной. Наступило затишье.

Весь год следил за тем, что будет происходить с наследием Виктора Ивановича. Но кроме конференций на Журфаке и некоторых мероприятий в библиотеках Кубани ничего не произошло. Да, 97-й школе в Краснодаре присвоили имя Лихоносова. Но разве этого достаточно?

Почему на доме великого писателя до сих пор нет памятной таблички? В Краснодаре улица Лихоносова находится на окраине. Две квартиры писателя (основная и так называемый кабинет) продана дочкой. Их можно было бы выкупить и устроить там музей.

Не вынес я больше. В конце марта написал продавцу-непродавцу, чтобы спросить о рукописях, разузнать хоть что-то, получить номера телефонов. Ответы были неизменными: "Не знаю, не встречались, номер владельца устарел".

А зачем вообще нужны рукописи?

Вопрос этот я услышал как-то от одного студента в КубГУ.

-Ну вот есть книги Лихоносова. О нём всё-таки как-то помнят и читают, - говорил он мне.

Однако вспомните, рукописи главных произведений каких классиков были утеряны за всё время? Каких писателей родственники отдавали перекупам?

Анна Григорьевна хранила черновики Достоевского до конца жизни (вопрос к семье Лихоносова). Рукописи Толстого и Пушкина надёжно хранятся в архивах.

Все бумаги современников Лихоносова Василия Белова, Василия Шукшина, Фёдора Абрамова находятся в музеях их родных мест.

Что может сказать Краснодар? Россия? Что сейчас с бумагами великого классика, прославлявшего казачество, Кубань и Россию в целом? К сожалению, мы не знаем.

И можно не удивляться потом, что Лихоносова называют просто кубанским писателем.

Впервые опубликовано на портале "Русская народная линия" от 22.04.2024