Тревожной осенью 2020 года, когда «природа настолько очистилась…» из-за пандемийных ограничений, глава КНР Си Цзиньпин выступил на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. И говорил он внезапно не о коронавирусе, а об обязательствах человека перед природой.
Товарищ Си признал, что Китай до сих пор держит непочётное место по выбросам углеводородов в атмосферу – и сообщил, что у страны есть чёткий план решения этой проблемы. По его словам, на пик выбросов Китай выйдет в 2030 году, дальше последует снижение, а к 2060 году наступит углеродная нейтральность – равенство поглощения и выбросов парниковых газов. Через три года тот же срок для той же цели обозначила и Россия. Обе страны идут параллельными курсами – конечно, с учётом серьёзной разницы в специфике хозяйственной деятельности. Но полное взаимопонимание и настрой на совместное решение проблем у нас есть, о чём недавно заявили Владимир Путин и Си Цзинпинь.
При этом, уже к моменту речи Си Китай добился очень многого на «зелёном» пути. Страна, знаменитая своими смогами в мегаполисах, невероятно грязными реками и полным равнодушием жителей к сохранению природы, смогла начать труднейший поворот на современные рельсы.
Китаю удалось буквально перепрыгнуть из XIX века в XXI. Ещё 20 лет назад доля угля в национальной системе энергоснабжения составляла 75 % – к пандемийным годам эта доля снизилась до половины. Да, это тоже много, но каковы темпы – более одного процентного пункта в год. Учитывая масштаб реального сектора китайской экономики, это настоящий прорыв.
До этого прорыва экологический ущерб от китайских выбросов оценивался в 1,8 триллиона долларов ежегодно – больше, чем весь ВВП России. Оценивали, понятно, американцы, а они умеют считать в свою пользу, но всё же масштабы бедствия были действительно велики.
Сейчас китайцы по возможности стараются заменять уголь не нефтью, а возобновляемыми источниками энергии. С 2012 по 2021 год установленные мощности и производство электроэнергии на фотовольтажных станциях увеличились в 90 раз, на ветряных – в 6,5 раз. По итогам XIV пятилетки (2021-2025 гг.) показатели 2021 года планируется удвоить.
Неудивительно, что по состоянию на 2021 год Китай обеспечивал 42 % мирового количества рабочих мест в секторе альтернативной энергетики. Это вчетверо больше, чем в «зелёном» Евросоюзе – даже в пересчёте на число жителей всё равно получается больше.
Всего за 10 лет страна на треть сократила выбросы углекислого газа в пересчёте на единицу ВВП.
Выполнение обещаний, данных в 2020 году, можно было проверить уже в 2023. Средняя плотность частиц PM2.5 (загрязнители размером до 2,5 микрометра) в крупнейших городах - 30 мкг на кубометр воздуха. Это на 16,7 % лучше, чем четырьмя годами ранее, и почти на 10 % лучше целевого показателя 32,9 мкг/м³.
Состояние воды в бассейнах Янцзы и Хуанхэ удалось вернуть к приличному уровню, качество поверхностных вод достигло II класса по пятиуровневой шкале, где I – совершенно чистая вода.
С 2017 года в Китае продали более 18 миллионов электромобилей – в четыре раза больше, чем в США.
Сейчас уже понятно, что пик выбросов в Китае наступит не в 2030 году, а раньше – не исключено даже, что в нынешнем (оценка независимого Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха CREA).
Конечно, не всё там чудесно и идеально. Китай жёстко блюдёт свои интересы, и спасать экологию планеты за счёт потери конкурентоспособности не собирается. В стране по-прежнему строятся угольные электростанции, активно добывается уголь, растёт потребление нефти. Всё это есть. Но и Пекин не сразу строился, а общий позитивный фон изменений налицо. И приятно, что вся эта работа идёт в тесном взаимодействии с российскими партнёрами: стороны постоянно консультируются по решению совместных проблем (использование бассейна Амура, освоение природных ресурсов, торговля углеводородами).
Безусловно, всё это, мягко говоря, не бесплатно. Ежегодные расходы китайского бюджета на экологические программы приближаются к $100 млрд – это равно объёму торговли между Россией и Китаем до появления «адских санкций». В России столь масштабных расходов нет – не только к сожалению, но и к счастью, ведь и экология у нас была запущена не до такой степени, как в Китае. И всё же, наши пять миллиардов долларов в год – в два раза меньше даже на душу населения и страшно сказать во сколько раз – в пересчёте на площадь территории. Здесь ещё есть над чем работать «лоббистам природы», к которым, конечно, отношу и себя.
Что ж, человечество в целом и Китай в частности много заработали на игнорировании нужд природы, на нарушении экологического равновесия – пора возвращать долги.