Найти в Дзене

Как Стена Адриана раскрывает скрытую сторону римской истории

Оглавление
Начатая строительством в 122 году до н. э., чтобы обозначить границу Римской империи, Стена Адриана протянулась на 73 мили через территорию, которая сейчас является севером Англии.
Начатая строительством в 122 году до н. э., чтобы обозначить границу Римской империи, Стена Адриана протянулась на 73 мили через территорию, которая сейчас является севером Англии.

Приглашение на вечеринку. Сломанный шлёпанец. Парик. Письма с жалобами на состояние дорог и настоятельная просьба принести еще пива. Звучит как последствия успешного весеннего отдыха, но этим вещам почти 2 000 лет.

Это лишь некоторые из находок со Стены Адриана - 73-мильной каменной стены, построенной для обозначения северо-западной границы Римской империи, отделявшей Британию (современные Англия и Уэльс) от Каледонии (нынешней Шотландии).

Хотя большинство из нас думают о Помпеях и Геркулануме, когда речь заходит о предметах быта, сохранившихся от Древнего Рима, этот форпост на диком севере империи является местом некоторых из самых необычных находок.

«Это очень драматическая печать на сельской местности - нет ничего более красноречивого, чтобы сказать, что вы входите в Римскую империю, чем увидеть это сооружение», - говорит Ричард Эбди, ведущий куратор текущей выставки Британского музея «Легион», которая рассказывает о повседневной жизни римских солдат, демонстрируя при этом множество находок со Стены Адриана. Десятая часть римской армии базировалась в Британии, и это делает стену отличным источником военных материалов, говорит он.

Но дело не только в солдатах, как показывают раскопки.

Мультикультурный плавильный котел

Хаусстедс напоминает современный гарнизонный город, в котором наряду с солдатами было и местное население. Даррен Эддон/Английское наследие.
Хаусстедс напоминает современный гарнизонный город, в котором наряду с солдатами было и местное население. Даррен Эддон/Английское наследие.

Адриан, приказавший построить стену в 122 году до н. э. после посещения Британии, имел иное видение империи, чем его предшественники, говорит Фрэнсис Макинтош, куратор 34 объектов, расположенных вдоль Стены Адриана в рамках проекта «Английское наследие».

«Все императоры до него стремились к расширению империи, но Адриан был известен как консолидатор, - говорит она. Он отказался от части территории, приобретенной его предшественником Траяном, и «решил установить границы» - в буквальном смысле, в некоторых случаях с помощью деревянных столбов в Германии или камня в Британии. Там, где эти столбы сгнили тысячи лет назад, до сих пор стоит стена: «Отличное визуальное напоминание» о Римской империи, говорит Макинтош.

Это не просто стена. Через каждую милю здесь стоит замок, через каждую треть мили - башенки, а на севере и юге - рвы и валы.
«Можно представить, какое влияние это оказывало не только на ландшафт, но и на людей, живших в этом районе, - говорит Макинтош. - И благодаря находкам из стены мы знаем удивительно много об этих людях».

Хотя историки долгое время считали армейские заставы отдаленными местами, где преобладали мужчины, раскопки вдоль стены показывают, что это не так. Не только семьи солдат сопровождали их, но и гражданские лица селились вокруг поселений для ведения бизнеса. «Можно представить себе Хаусстедс как гарнизонный город, - говорит Макинтош. - Там были места, куда можно было зайти выпить и так далее».

Римское правило гласило: не размещать солдат в местах, откуда они прибыли, из-за риска восстания. Это означало, что Стена Адриана была культурным плавильным пунктом, где жили солдаты из современных Нидерландов, Испании, Румынии, Алжира, Ирака, Сирии - и не только.
«Возможно, она была более мультикультурной, потому что была центром внимания», - говорит Макинтош, которая считает, что в окружающее сообщество могли входить торговцы со всей империи.

Выставка «Легион» в Британском музее демонстрирует армейскую жизнь по всей империи, в том числе жизнь женщин, живших в отдаленных лагерях. Питер Николлс / Getty Images.
Выставка «Легион» в Британском музее демонстрирует армейскую жизнь по всей империи, в том числе жизнь женщин, живших в отдаленных лагерях. Питер Николлс / Getty Images.

Солдаты делились на две группы. Легионеры - римские граждане из Италии, которые имели больше прав, чем остальные солдаты, - импортировали оливковое масло, вино и гарум (соус из разлагающейся рыбы). Они работали вместе с помощниками - солдатами из завоеванных провинций, которые обладали меньшими правами, но обычно могли получить римское гражданство после 25 лет службы.

Солдаты вырезали на камнях свои имена и полки, чтобы показать, какую часть стены они строили - около 50 из них выставлены в форте Честерс.

Но стена показывает, что женщины и дети присутствовали на ней в равной степени.

Макинтош говорит, что керамика, привезенная в лагеря - из Низких стран и Северной Африки, - показывает, что солдаты
«брали с собой семьи, которые готовили пищу в традиционном стиле». Археологи нашли, похоже, древний тажин для приготовления пищи в североафриканском стиле.

Надгробие женщины по имени Регина из форта Арбея показывает, что она была свободной рабыней из Южной Британии, которую купил и выдал замуж сирийский солдат.

Другая женщина, похороненная в форте Бердосвальд в кольчуге, судя по всему, была привезена из современной Польши.
«Возможно, она вышла замуж за кого-то из армии», - говорит Макинтош, которая называет стену «плавильным котлом людей со всего мира под знаменем армии». «Они принесли свои собственные религии, а также поклонялись римским богам и перенимали местные божества», - добавляет она. В Карравбурге храм Митры - исконно персидского божества - стоял рядом с источником, где находилось святилище местного водяного духа.

Жалкие маленькие бритты

Коллекция Виндоланды, состоящая из 5 000 ботинок, - самая большая из найденных на одном месте в Римской империи. Женская и детская обувь (например, детские ботиночки) проливает свет на армейские сообщества. Адам Стэнфорд/Траст Виндоланда
Коллекция Виндоланды, состоящая из 5 000 ботинок, - самая большая из найденных на одном месте в Римской империи. Женская и детская обувь (например, детские ботиночки) проливает свет на армейские сообщества. Адам Стэнфорд/Траст Виндоланда

Некоторые из самых необычных находок Римской империи происходят из одного места на Стене Адриана: Виндоланда. Здесь археологи нашли множество органических останков благодаря, как говорит куратор Барбара Бирли, «необычным условиям места».

В Виндоланде сохранились остатки как минимум девяти фортов на 14 уровнях.
«Когда римляне уходили, они разрушали деревянные форты и покрывали территорию дерном и глиной, запечатывая слои под ними, - говорит она. - Поскольку это происходило много раз, нижние пять или шесть слоев запечатаны в анаэробных условиях, так что вещи не разлагались. Когда мы спускаемся туда, то достаем деревянные предметы, текстиль, все органическое».

В Виндоланде собрана самая большая коллекция римского текстиля из всех мест в Западной Европе, а также самая большая коллекция кожи из всех мест в Римской империи - включая 5000 туфель и даже сломанный кожаный шлепанец.
«Население, вероятно, составляло от 3 000 до 6 000 человек в зависимости от периода, так что 5 000 - это очень много», - говорит Бирли. Для Эбди эта обувь напоминает условия влажных пограничных земель. «Женская и детская обувь украшена когтями - они были необходимы на грязных пограничных дорожках. Они очень вызывающие».

Есть даже парик, сделанный из местного растения, волосяного мха, который, как говорят, отпугивает мошек - летний бич Шотландии. Шлем центуриона также украшен гребнем из волосяного мха - древний эквивалент опрыскивания себя средством от насекомых.

Первая женщина, написавшая на латыни

Это приглашение на вечеринку от одной женщины со Стены Адриана к другой считается первым в мире примером того, как женщина пишет на латыни. CM Dixon/Print Collector/Getty Images.
Это приглашение на вечеринку от одной женщины со Стены Адриана к другой считается первым в мире примером того, как женщина пишет на латыни. CM Dixon/Print Collector/Getty Images.

Одна из самых известных находок - деревянные таблички для письма - самая большая из найденных где-либо.

«Они дают представление о том, какой была жизнь на самом деле, - говорит Бирли. - Мы гораздо больше понимаем из переписки, чем из «вещей», а археологически именно вещи обычно сохраняются - такие, как металлы и керамика. Письма написаны чернилами, а не восковым стилусом, и мы считаем, что они использовались для того же, что и мы пишем в электронных письмах: «Дороги ужасны», «Солдатам нужно больше пива». «Повседневные дела».

Планшеты - или «личные письма», как их называет Бирли, - были найдены на месте костра, когда девятой когорте батавов (на территории современных Нидерландов) было велено двигаться дальше.

«Они развели огромный костер и побросали в огонь много писем. Некоторые из них не сгорели - мы думаем, что, возможно, шел дождь, - говорит она. - Автор одного из них называет местных жителей «бритункулами» - «жалкими маленькими бриттами». Другой говорит о вспышке конъюнктивита. Третий утверждает, что дороги слишком плохие, чтобы отправлять по ним повозки; четвёртый сетует, что у солдат закончилось пиво».

Среди 1700 писем есть 20, в которых упоминается женщина по имени Сульпиция Лепидина. Она была женой командира гарнизона и, судя по всему, сыграла решающую роль. К ней пришло письмо от другой женщины, Патерны, в котором та просит прислать ей два лекарства, одно из которых - от лихорадки.

Бирли говорит, что ситуация похожа на сегодняшнюю. Если собирается группа матерей, то и сегодня можно услышать:
«У вас есть аспирин?» Это очень по-человечески». Для Эбди это знак того, что женщины были торговками. «Она явно продаёт свои лекарства, - говорит он. - Это действительно замечательные вещи».

Другая табличка - приглашение от Клаудии Севера, жены другого командира в соседнем лагере. Это приглашение на день рождения. Под официальным приглашением, предположительно написанным писцом, стоит надпись, сделанная другим почерком:
«Я буду ждать тебя, сестра. Прощай, сестра, моя дорогая душа».

Приписка, предположительно написанная самой Клаудией, считается самым ранним примером женского почерка на латыни.

Редкие условия Виндоланды позволили сохраниться органическим материалам, таким как кожа, текстиль и дерево. С разрешения Фонда Виндоланда.
Редкие условия Виндоланды позволили сохраниться органическим материалам, таким как кожа, текстиль и дерево. С разрешения Фонда Виндоланда.

Без органических находок - обуви и писем, которые, в отличие от украшений или ткацкого оборудования, бесспорно принадлежали женщинам, - трудно убедительно доказать, что женщины жили там в значительном количестве. Виндоланда «иллюстрирует недостающие пробелы», - говорит Эбди.

Для Бирли они доказывают, что женщины были такой же важной частью армейских сообществ, как и мужчины.
«До того как были найдены таблички Лепидины, мы не очень понимали, как взаимодействовали солдаты и их жены», - говорит она. Другая табличка написана, как предполагается, гражданской женой испанского знаменосца, которая заказывает военное снаряжение для своего партнёра.

«Коллекция из Виндоланды показывает, что в лагере были не только проститутки; женщины были частью повседневной жизни и вносили разнообразный вклад в военное сообщество», - говорит Бирли.

Эбди говорит, что «Стена Адриана» интересна тем, что там жили женщины
«всех классов общества»: от Регины - умершей вольноотпущенницы, которая была «на самом дне», до торговца Патерны и аристократки Лепидины.

И, конечно, сама стена.

«В Нидерландах и Германии находки часто потрясающие и лучше сохранились - вы идете в музеи и восхищаетесь. Но с точки зрения структурных остатков стена Адриана, должно быть, одна из лучших», - скромно говорит Макинтош о своем объекте.

Эбди соглашается:
«Я не могу вспомнить ни одного символа, который так красноречиво отражал бы имперскую волю, как эта стена».

Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.

Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».