Найти тему

Зачем мыть радиатор и, если действительно нужно, как это делать правильно?

Оглавление

Вот и остались в прошлом зимние морозы, зимняя резина и реагенты на дорогах. Пришла весна и тепло. Эх, хорошо! Уже совсем скоро наступит долгожданное лето и не менее долгожданная летняя жара. Вот о подготовке к этому радостному событию сейчас и поговорим более подробно.

Радиатор на авто: роль и предназначение

Готовь сани летом, а радиатор весной – именно так хочется продолжить известную поговорку. Тепло и солнце – это хорошо. Температура окружающего воздуха растет, но еще быстрее повышается температура в моторном отсеке. Тепло сюда поступает отовсюду: не только от солнца через капот авто, но и от всех механизмов двигателя.

Иногда тепла в моторном отсеке становится слишком много, и с этим приходится что-то делать. Вопрос отвода излишков тепла очень серьезный, т.к. двигатель должен работать в четко определенном температурном диапазоне (как говорится, «не выше и не ниже заданных значений»), поэтому излишки тепла необходимо удалять своевременно и в нужном объеме.

Именно радиатор берет на себя эту важную задачу по отводу тепла от двигателя в атмосферу. Конечно, радиатору помогает вентилятор, увеличивая поток охлаждающего воздуха, но в любом случае основная нагрузка по отдаче лишнего тепла лежит именно на радиаторе.

-2

Как проходит этот процесс:

  1. Двигатель в процессе работы нагревается и передает тепло охлаждающей жидкости.
  2. Охлаждающая жидкость проходит через радиатор.
  3. В радиаторе жидкость охлаждается посредством набегающего внешнего воздуха.

Соответственно, для эффективной работы радиатора необходимо, чтобы тот имел максимальную площадь контакта с набегающим воздухом, а уменьшение площади контакта радиатора с набегающим воздухом снижает производительность радиатора.

Если радиатор не будет справляться с эффективным отводом лишнего тепла из моторного отсека, то недалеко до перегрева мотора со всеми вытекающими последствиями, вплоть до капитального ремонта или замены двигателя. А ведь никому не хочется перегреть двигатель во время какой-либо летней поездки, особенно в автопутешествии на море всей семьей.

Поэтому работоспособность и исправность автомобильного радиатора критически важна. При этом во время эксплуатации автомобиля радиатор вынужден трудиться в агрессивных условиях: реагенты, соляной туман, песок, мелкие камни, дорожная грязь, пыль, тополиный пух, абразивные частицы и многие другие не очень дружественные субстанции – все это медленно, но верно окутывает радиатор толстой оболочкой из самых разных веществ, затрудняющих отвод тепла от двигателя через радиатор. Соответственно, время от времени эту недружественную термооболочку полезно удалять посредством мойки радиатора.

-3

Полезно знать, что в зависимости от конструкции на автомобиле может быть установлено несколько различных радиаторов: радиатор двигателя, радиатор кондиционера, радиатор АКПП, радиатор интеркулера, радиатор охлаждения масла в дифференциалах и т.д. Все зависит от задач и требований, которые поставили инженеры, проектирующие конкретный автомобиль. Например, у некоторых суперкаров установлено аж целых 10 радиаторов – главное, не перепутать!

Интересный факт, что для прочих теплообменников загрязнения не так критичны, как для радиатора двигателя, поэтому первые зачастую устанавливают перед радиатором двигателя в качестве основных грязеуловителей, чтобы облегчить условия существования радиатора двигателя.

Как оценить состояние радиатора?

Для этого не требуется сложное или дорогостоящее оборудование, а также привлечение дорогих опытных специалистов и посещение сервисной станции – достаточно визуального осмотра радиатора. Можно использовать обычный фонарик: по тому, насколько хорошо проходит свет сквозь «соты» радиатора, имеются ли на поверхности радиатора загрязнения, можно вынести вердикт о его состоянии. В ряде случаев, доступ к осмотру радиатора может быть осложнен передним бампером, но здесь можно применить шоферскую смекалку и использовать мобильный телефон в режиме фото/видео фиксации.

-4

Мойка радиатора

Если после проверки вы выяснили, что радиатор, установленный на вашем авто, находится в отличном состоянии, то можете дальше не читать. А вот если радиатору требуется мойка, то полезно знать, что имеется два основных способа: мойка без снятия и мойка со снятием радиатора. Рассмотрим каждый из них подробно.

Мойка радиатора без снятия с автомобиля

Самый простой метод, особенно если у вас на авто установлен один радиатор, к которому имеется легкий доступ. Промыть радиатор можно, например, из шланга на даче или на автомойке, направляя напор воды через соты со стороны двигателя наружу. При этом важно помнить, что напор воды не должен быть мощным, чтобы не погнуть тонкие теплоотводящие пластины радиатора. Если будете мыть радиатор с использованием неметаллической щетки (это важно!), то выбираем щетку с достаточно мягким ворсом – проводим процедуры максимально аккуратно.

Если вдруг произойдет повреждение теплоотводящих пластин, то радиатор значительно снизит способность пропускать через себя воздух и, соответственно, значительно уменьшится эффективность его работы по охлаждению двигателя, что в самых критических случаях может потребовать замены радиатора.

Перед мойкой необходимо обезопасить электрические и иные компоненты, расположенные в подкапотном пространстве, от попадания воды: электронные блоки, стартер, генератор, АКБ, электродвигатель вентилятора радиатора, свечи, приводные ремни и т.д. Как вариант, их можно просто закрыть полиэтиленовой пленкой или использовать для «защитного покрывала» что-то аналогичное.

-5

Если для мойки радиатора вы планируете использовать автохимию, то выбирайте качественную продукцию, чтобы исключить негативное воздействие автохимии как на сам радиатор, так и на резинотехнические изделия (шланги, ремни, провода и т.д.).

Мойка радиатора со снятием (полным или частичным)

Иногда встречаются настолько плотные загрязнения, что их невозможно очистить ни химией, ни проточной водой, ни щеткой. Также на автомобиле могут быть установлены несколько радиаторов, которые находятся настолько близко друг к другу, что доступ к каждому в отдельности затруднен. В этих случаях, как правило, прибегают к частичному снятию радиатора с мест фиксации, что позволяет облегчить к нему доступ и обслужить радиатор.

Если же ситуация требуют кардинальных мер, то радиатор снимают полностью, что обычно не вызывает проблем. Все, что требуется для этого – снять вентилятор, отсоединить патрубки системы охлаждения и – вуаля! – снять радиатор. При манипуляциях не забывайте, что в патрубках находится охлаждающая жидкость, в некоторых случаях горячая, которая может пролиться при отсоединении патрубков.

-6

После снятия рекомендуется замочить радиатор в ванне на несколько часов (например, на ночь или на сутки), после чего заняться тщательной мойкой как снаружи, так и внутри. Промываем радиатор не очень мощным напором проточной воды, используя нежесткую щетку (неметаллическую!). Для внутренней мойки радиатора нет требования использовать дистиллированную воду, для этих целей подходит обычная вода.

При использовании автохимии для наружной и внутренней мойки радиатора внимательно читайте инструкцию по применению, так как для наружной и внутренней мойки могут потребоваться совсем разные средства, а применение их не по назначению может быть чревато.

-7

Небольшой лайфхак: при снятии радиатора двигателя не снимайте конденсатор кондиционера, оставив его в стандартном положении и состоянии. Это позволит после установки радиатора двигателя сэкономить, не оплачивая заправку системы охлаждения салона хладагентом.

Дополнительные рекомендации

Как правило, имеет смысл совместить снятие радиатора с «генеральной уборкой» и промывкой всей системы охлаждения, а заодно и заменой антифриза. Как говорится, гулять так гулять! Руководствуются при этом следующими доводами: в процессе эксплуатации в системе охлаждения автомобиля постепенно скапливаются частицы ржавчины и окалины, а также продукты окисления алюминиевых деталей, плюс срок службы антифриза не бесконечен. А уж если вы уже сняли и полностью промыли радиатор, обеспечив прямой доступ ко всем элементам системы охлаждения, то упускать такую отличную возможность ее обслужить нерационально. Тем более, что после обслуживания и замены антифриза мы получим систему охлаждения практически в первозданном виде.

-8

Надеемся, эти простые рекомендации будут полезны вам в подготовке вашего авто к летней эксплуатации! Хороших вам дорог и интересных путешествий!