В КНИТУ отметили 120-летие профессора Дринберга

Сейчас уже нет в живых тех, кто работал вместе с ленинградцами или учился у них, но память о годах, когда студентам и профессорам двух близких по тематике вузов приходилось вместе жить, учиться и работать, в Казани хранят.
Сейчас уже нет в живых тех, кто работал вместе с ленинградцами или учился у них, но память о годах, когда студентам и профессорам двух близких по тематике вузов приходилось вместе жить, учиться и работать, в Казани хранят.

24 мая в КНИТУ прошло заседание, посвящённое 120-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, организатора и первого заведующего кафедрой лаков и красок Ленинградского химико-технологического института им. Ленсовета (1932—1957), заведующего кафедрой технологии лаков и красок Казанского химико-технологического института им. С. М. Кирова (1941—1944), доктора технических наук, профессора Анатолия Яковлевича Дринберга.

Организаторами мероприятия, на которое были приглашены студенты и преподаватели КНИТУ, выступили кафедра «Плазмохимические технологии наноматериалов и покрытий», где сегодня реализуются направления подготовки, связанные с технологией лаков и красок, и музей истории вуза. Во время заседания говорили о жизни профессора Дринберга и его вкладе в науку и производство, вспоминали этапы развития в Казанском Технологическом научно-педагогической школы в области технологии лаков и красок.

Биографии учёного, этапам его научно-педагогической работы был посвящен доклад заведующей кафедрой ПТНиП Гульназ Рахматуллиной. Профессор Рахматуллина сопроводила выступление информативной презентацией, куда включила и уникальные фото из семейного архива Дринбергов. Кстати, в Таганроге сохранился дом, где в семье купца первой гильдии Якова Михайловича Дринберга родился и вырос будущий ученый (ул. Александровская, д. 53).

Профессор Дринберг — автор ставшего классическим учебника «Химия и технология пленкообразующих веществ» в двух томах (1935-1937, переиздан в 1948 и 1955 гг, переведен на 6 языков) и целого ряда других сыгравших большую роль в подготовке советских лакокрасочников книг («Технология целлюлозных лаков» в 2-х томах, «Технология лакокрасочных покрытий» и др). Велика его роль в становлении лакокрасочной промышленности в нашей стране, в усвоении советскими специалистами передового зарубежного опыта. Труды профессора Дринберга были высоко оценены государством: он награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного знамени, удостоен Сталинской премии III степени (1947).

Биографии учёного, этапам его научно-педагогической работы был посвящен доклад заведующей кафедрой ПТНиП Гульназ Рахматуллиной
Биографии учёного, этапам его научно-педагогической работы был посвящен доклад заведующей кафедрой ПТНиП Гульназ Рахматуллиной

Летом 1941 года Ленинградский химико-технологический институт им. Ленсовета (ныне — Санкт-Петербургский государственный технологический институт) был эвакуирован из Ленинграда и продолжил работу в составе Казанского химико-технологического института им. С. М. Кирова. Так начался казанский этап в жизни А. Я. Дринберга.

Внук А. Я. Дринберга — выпускник Технологического института, много лет проработавший в альма-матер, а теперь — профессор Университета Государственной противопожарной службы МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева профессор Андрей Дринберг выступил перед собравшимися онлайн:

— Я не застал деда, он умер ещё до моего рождения, но в семье, конечно, о нём говорили много. Бабушка вспоминала о том, как тепло встретили ленинградцев на новом месте и вообще была уверена, что эвакуация в Казань просто спасла им жизнь, — рассказал профессор Дринберг.

Не застал А. Я. Дринберга и проходивший аспирантуру в начале 1970-х на тогдашней кафедре технологии лаков и красок Технологического института профессор кафедры ПТНиП Сергей Степин, но, как вспоминал он в своем выступлении, на кафедре работали непосредственные ученики Анатолия Яковлевича, и его труды были для молодых исследователей настольными книгами.

Отдельный доклад был посвящен деятельности ученых ЛХТИ им. Ленсовета в годы казанской эвакуации.

— Три года работы ленинградских учёных в КХТИ им. С. М. Кирова оставили глубокий след, — рассказал руководитель музея истории КНИТУ Денис Сахарных. — Стесненные условия эвакуационной жизни не помешали налаживанию совместно с казанцами активнейшей работы: представители ЛХТИ заняли ведущие административные посты объединенного вуза, включая пост директора, на который был назначен доцент Андрей Егорович Переверзев; они развернули в КХТИ работу кафедр по своим тематикам, руководили созданием и работой спецпроизводств для нужд армии (такие производства действовали в годы войны и в корпусах ЛХТИ в Ленинграде), продолжили в лабораториях вуза разработку своих научных тем и принимались за новые.

Сейчас уже нет в живых тех, кто работал вместе с ленинградцами или учился у них, но память о годах, когда студентам и профессорам двух близких по тематике вузов приходилось вместе жить, учиться и работать, в Казани хранят, подчеркнул старейший преподаватель Казанского Технологического — выпускник КХТИ им. С. М. Кирова (1956), председатель совета КНИТУ по историко-мемориальной деятельности, житель блокадного Ленинграда профессор Вильям Барабанов.

Старейший преподаватель Казанского Технологического — выпускник КХТИ им. С. М. Кирова (1956), председатель совета КНИТУ по историко-мемориальной деятельности, житель блокадного Ленинграда профессор Вильям Барабанов
Старейший преподаватель Казанского Технологического — выпускник КХТИ им. С. М. Кирова (1956), председатель совета КНИТУ по историко-мемориальной деятельности, житель блокадного Ленинграда профессор Вильям Барабанов

— В нашем университете есть хорошая традиция — на пленарном заседании ежегодной итоговой научной конференции мы называем имена выдающихся ученых, сыгравших большую роль в истории вуза, чьи юбилейные даты приходятся на этот год. Среди них по достоинству названо и имя А. Я. Дринберга, — отметил он.

Краткий, но очень насыщенный период совместной работы в годы войны — яркий сюжет в истории СПбГТИ(ТУ) и КНИТУ, и в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне он приобретает особую значимость и заслуживает того, чтобы возвращаться к нему вновь и вновь.