С 1 мая в России начали действовать новые акцизы на вино, в том числе на российское игристое. Как изменились цены в магазинах Казани спустя три недели, что думают о новых налогах сами виноделы и какую продукцию поставляют в Татарстан.
В настоящее время акциз на тихие вина составляет 108 рублей (до 1 мая - 36 рублей). На игристые он увеличился с 47 до 119 рублей за литр. Изменения коснулись также и крепленых напитков.
— По последним изменена налоговая база, что тоже приведет к увеличению налоговой нагрузки, — рассказала эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская.
Пока серьезного изменения стоимости в рознице не произошло. Сотрудники магазинов говорят, что причиной тому - запасы продукции на складах по старым ценам.
— У нас пока ничего не поменялось. Игристое и другое вино и напитки есть и на полках, и на складе. Когда именно будет повышение сказать не можем. Мы приходим утром на работу и нас просто ставят перед фактом, — рассказала продавец популярной в Татарстане сети «РусАлка».
В «Пятерочке» дали аналогичный ответ. А вот в сети «Красное&Белое» от комментариев отказались.
По прогнозам Рокотянской, повышение цен произойдет уже в ближайшее время. И связано это будет не только с новыми акцизами, но и с тем, что производители начинают перекладывать расходы по финансирование долга на конечного потребителя.
— Ключевая ставка уже довольно долго удерживается на высоком уровне (16% держится с 15 декабря 2023 года – прим. ред.). Банк России при этом намекает на продолжение жесткой денежно-кредитной политики. Все это в итоге может выливаться в перенос процентных расходов предприятий на конечных потребителей. Акцизы фактически являются скрытым налогом для населения. Так что пить теперь не только вредно, но и невыгодно. При этом есть один позитивный нюанс — производители, использующие собственный виноград, могут вернуть сумму акциза практически в полном объеме, — добавила эксперт.
Благодаря такому механизму налогового вычета, российские виноделы сначала заплатят акциз 108 рублей за литра, а затем получат обратно 107 рублей с литра. Фактический сбор для них составит 1 рубль.
У крымского винодела Валерия Захарьина сырьевая база - порядка 1 000 га, а поэтому на стоимость продукции группы компаний, работающих под брендом «Валерий Захарьин», скорее повлияет инфляция и рост расходов на логистику, нежели рост акцизов.
— Подорожание может быть в районе 10%. Мы стараемся не повышать. Но у нас идет корреляция на инфляцию, плюс в три раза выросла логистика – от 70 тысяч рублей за машину до Москвы до 210-220. Подорожание связано с тем, что Крымский мост сейчас закрыт для грузов. На паромы через Керченский пролив очереди. А дорога через новые территории значительно увеличивает плечо доставки, - пояснил винодел «Вечерней Казани».
При этом поставки в Татарстан растут и потенциал далеко не исчерпан. По данным республиканской Госалкогольинспекции, за первые 4 месяца 2024 года ввоз алкогольной продукции в наш регион составил 379,67 тыс. дал виноградного вина и 89,65 тыс. дал игристого, что на 6% и 21% больше прошлогодних результатов соответственно.
— В Татарстане мы работаем с ассортиментом тихих вин и коньяков. В планах на этот год предложить новинки коллекций «Валерий Захарьин» Авторская и коллекцию игристых вин Бурлюк, ну и так же завести флагман - Кокур Классик (игристое – прим. ред.). Что касается общей ситуации по Приволжскому федеральному округу, то видим, что продажи игристых вин динамично выросли в разы. Это связано, в первую очередь, с выросшей дистрибуцией в регионе. Общее увеличение продаж игристых по РФ в районе 10-13%, — отметили в группе компаний.
По прогнозам самого Валерия Захарьина, в целом рост цен на вино, как отечественное, так и зарубежное, может составить до 20%. С такой оценкой согласны и крымские, и ростовские производители.
На кубанской винодельне «Фанагория» «Вечерней Казани» рассказали, что стоимость в рознице повышать не планируют.
— Для российских виноделов рост акциза компенсируется вычетом. Поэтому наши цены не менялись. Рынок Татарстана очень важен для нас и поставки «Фанагории» в Татарстан в первые 4 месяца 24 года значительно выросли. Мы широко представлены в сети «Магнит». В их магазинах большого формата на полках может быть до 40 фанагорийских позиций. В «Красном и белом» - до 10 наименований, а в других сетях представлены обычно около 4 SKU, — прокомментировал генеральный директор винодельни Петр Романишин.
А вот в ООО «Кубань-Вино» говорят о повышении на 4-6%.
Людмила Рокотянская предупреждает, что потребители из-за роста цен могут переключиться с качественного вина на низкосортную его симуляцию и достигнутые благодаря принятию в 2019 году российского закона «О вине» позитивные сдвиги могут нивелироваться. Напомним, что главными целями, которые ставили авторы законопроекта, были возможность для российских производителей конкурировать с зарубежными, вытеснение дешевого и низкокачественного балкового вина, увеличение ассортимента российской продукции на прилавках магазинов в регионах РФ, повышение узнаваемости брендов и, безусловно, рост продаж и прибыли отечественных виноделов.
— С другой стороны, рынок труда остается достаточно сильным, наблюдается рост зарплат, так что этот риск может нас миновать. Более того, немалую роль в продажах играет сила и узнаваемость бренда, — добавила эксперт.
В «Фанагории» полностью согласны с последним доводом Рокотянской. Там добавили, что «сейчас многое зависит от того, удастся ли сбалансировать отечественный винный рынок таким образом, чтобы после повышения акцизов в мае у российских производителей были более выгодные условия по сравнению с импортерами».
Автор материала: Галия Шакирова