Найти тему
Суворов Непобедимый

Биография Суворова. 162. В Польше после войны (часть 9). Дипломатический фронт. 1794 — 1795 гг.

Действительный тайный советник Александр Андреевич Безбородко, с 1790 года бессменно руководящий внешней политикой Российской империи.
Действительный тайный советник Александр Андреевич Безбородко, с 1790 года бессменно руководящий внешней политикой Российской империи.

В то время как фельдмаршал Суворов занимается управлением Польши, обнаруживая при этом наряду с мелкими недостатками огромные достоинства, русская дипломатия под руководством действительного тайного советника Александра Андреевича Безбородко работает над будущим обустройством Польши в лоне Российской империи. Для того, чтобы осуществить этот план, необходим новый раздел Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией. К этой мысли дипломаты дружественных стран приходят к лету 1795 года. Причем русская дипломатия настаивает на разделе Польши именно по своему плану, по итогам которого вся Литва целиком переходит к России.

Но одновременно с принятием этого решения, в союзных правительствах начинают возникать разногласия по поводу очертаний грядущих границ. Чем дальше, тем ожесточенней эти противоречия. Особенно отличаются яростным упорством между собой Австрия и Пруссия, не поделившие доставшуюся им задарма польскую территорию. К тому же возникают и другие дипломатические проблемы. Прусский король Фридрих Вильгельм II уставший от безрезультатной войны против революционной Франции в апреле 1795 заключает с ней мир, оставив австрийцев сражаться на суше против французов в одиночку.

В результате Россия и Австрия приходят к решению заключить между собой тайный союз против Пруссии, по поводу которой Безбородко говорит так, что следует «показать ей не только деятельность и твердость, но даже и зубы». Суворов получает приказание готовиться к возможной войне с Пруссией, а в июне приходит из Петербурга специальный рескрипт императрицы Екатерины начинающийся словами: «вероломство Берлинского двора, заключившего мир с Францией, заставляет нас быть настороже, ибо участь Польши не окончена, и наши предложения на этот счет не приняты». Начинаются активные приготовления к войне. Россия мобилизует три армии: первую в Варшаве и Брестском воеводстве под командованием фельдмаршала Суворова, вторую в Литве под командованием генерал-аншефа Репнина, третью в губерниях Волынской, Подольской, Врацлавской, Вознесенской, Екатеринославской и Малороссии под командованием фельдмаршала Румянцева.

Военные приготовления России не остаются в тайне. Уже в октябре Пруссия наконец дает свое согласие на раздел Польши, согласившись с планом России и сделав территориальные уступки Австрии. Впрочем, формальная сторона дела с разделом Польши в этот медлительный век осуществилась только в январе 1797 года, через два месяца после смерти Екатерины II.

Готовясь к войне с Пруссией, фельдмаршал Суворов все же мало верит в возможность этой войны, а больше всего интересуется предложением Австрии по организации совместного русско-австрийского корпуса под его начальством для отправки его на Рейн против Франции, и даже вносит в свой военный катехизис строки, касающиеся предполагаемой войны с французами, где указывает, что те воюют колоннами, а это значит, что и бить их нужно тоже колоннами. Однако, русская дипломатия продолжает недооценивать угрозу для России от революционной Франции, и предпочитает водить австрийцев за нос, ни к чему не обязывающими обещаниями.

Итак, прошел год мирной деятельности фельдмаршала Суворова в покоренной им Польше. Три с половиной года спустя он напишет из Италии русскому послу в Вене Разумовскому: «не мщением, а великодушием покорена Польша; так удобно покорить и Францию».