Найти тему
Мир открытыми глазами

"Варшавская мелодия" - премьера в театре на Таганке (отзыв)

Под занавес сезона Театр на Таганке представил спектакль по любимой многими представителями старшего поколения пьесе Леонида Зорина "Варшавская мелодия". Режиссёр Виктор Трегубов.

Это очередной спектакль, вошедший в репертуар театра из режиссерской лаборатории проекта "Ликбез", одна из целей которого познакомить современного зрителя с драматургией советского периода. Сначала создаётся эскиз, который, в случае его удачности, вырастает до полноценного спектакля. Что ж, идея интересная. Правда, спектакли пока рождаются весьма компактными. Так, например, "Мой бедный Марат" идёт 1 час 30 минут, "Причал" 1 час 10 минут, а "Утиная охота" 1 час 20 минут.

Премьерная "Варшавская мелодия" тоже довольно скоротечна - 1 час 20 минут.

И в этом, вероятно, тоже есть свой смысл. Для первого знакомства зрителю вполне достаточно, а если у кого-то возникнет желание поглубже изучить материал, тот всегда найдёт для себя такую возможность. Благо пьеса в самом деле весьма популярна.

Мне, признаюсь честно, поначалу смотреть подобный "дайджест" было сложновато, мешал "бэкграунд", но постепенно втянулась и я. Тем более, что идея преподнести данную историю любви как бы независящей от давления извне, мне показалась интересной.

Ведь до этого я однозначно воспринимала всё происходящее с героями, как некую борьбу с "безжалостным внешним миром" в лице государства и тогдашнего жизненного уклада. И конечно, именно из-за грубого вмешательства государства герои не смогли пожениться. И конечно, именно из-за боязни последствий герой отказывается от героини во время новой встречи спустя 10 лет. И да, именно полная строгих рамок и неукоснительных правил жизнь постепенно перемалывает его. "Без жертв ничего не бывает" - говорит главный герой и проигрывает. Проигрывает ещё в самом начале.

Виктор Трегубов пошёл другим путём, убрав акценты на внешних обстоятельствах до минимума. И вот уже нет никаких сомнений в том, что Виктор (Александр Зарядин) всего лишь человек, плывущий по течению. Его образ ещё сильнее бледнеет на фоне эмоциональной, решительной, предприимчивой Гелены (Дарья Авратинская).

-2

-3

-4

Именно она движущая сила в этой паре, именно она готова на ту самую пресловутую жертву. А в итоге сама же и становится этой жертвой. Жертвой обстоятельств, жертвой собственной любви.

Дарье Авратинской, наверное, было проще. Её героиня живая и лёгкая на подъём, целеустремлённая, цельная натура. У неё забавный акцент и потрясающее чувство юмора. И вообще она смешная. Именно её реплики встречают живой отклик у зала. Александру Зарядину же достался персонаж "ни рыба, ни мясо". Но и он стравился. Сквозь всю эту нерешительность, ведомость и мягкотелость Виктора, я очень чётко почувствовала главное - искренность его чувств к Геле. Это было так по-настоящему!

Спектакль на удивление тактильный. В первой части герои используют любую возможность, чтоб прикоснуться друг к другу, держатся за руки, обнимаются. Сколько в этом нежности и искренности! Я любовалась! Это было настолько красноречиво, что всё происходящее было бы понятно и без слов.

-5

-6

Очень чётко для меня обозначилась и "точка невозврата". Когда после свидания в Варшаве герой несколько раз то приближается, то отдаляется.

-7

Они оба ещё не знают, но Рубикон уже перейдён. В этом месте я едва не прослезилась.

И как подтверждение того, что всё навсегда изменилось, в пространстве сцены вдруг появляется единственное яркое пятно - ботинки героини.

-8

До этого момента спектакль был почти монохромным, лишь пространство всё время менялось благодаря причудливой игре света, то сгущаясь до густо-синего, то взрываясь ярко-оранжевым, то нависая каким-то тревожно-зелёным.

-9

-10

-11

Понравился ли мне спектакль?

Мне бы хотелось посмотреть его ещё раз, а значит, да. Он мне понравился. Даже не смотря на "бэкграунд" :)

Сходите в театр!