Если проанализировать историю создания американского флота, то можно отметить, что к строительству боевых кораблей американцы всегда относились достаточно последовательно и основательно. И хотя в американском флоте были периоды спада и застоя, но затем, в ответ на требование внешних условий и изменение ситуации (военной и политической), «спячка» сменялась бурным ростом и активным развитием. Так было и после испано-американской войны, когда был создан «большой белый флот», и перед Первой мировой, когда, упустив первенство в постройке первого «дредноута» (линкор «Мичиган») британцам, американцы за несколько лет ввели в строй флота около двух десятков дредноутов и сверхдредноутов, почти догнав Германию. Так было и после Первой мировой, когда, уяснив необходимость большого количества эсминцев, флот США получил 272 «флешдеккера» ("Уилкс", "Клемсон"), которые буквально через несколько лет пришлось десятками ставить на консервацию, модернизировать или сдавать на слом. Примерно такая же ситуация сложилась и в предвоенный период.
После всеобщего увлечения крейсерами в первые два десятилетия ХХ века, мировые державы с конца 20-х годов приступили к созданию послевоенного облика эскадренного миноносца, способного решать новые задачи в современных условиях. Флот США также не избежал этой тенденции, и после почти пятнадцатилетнего перерыва приступили к проектированию эсминцев нового поколения. И надо признать, американцы подошли к решению данной проблемы, как всегда, с размахом.
За первыми восемью эсминцами типа «Фаррагут» последовали другие более многочисленные серии постоянно увеличивавшихся в размерах и с усиленным вооружением боевых единиц. В этом последовательном развитии типа американского эсминца много общего с развитием эсминцев в британском флоте. И как в своё время накануне войны британский флот «дорос» до эсминцев типа «Трайбл», так и флот США к 1941 году был готов к «появлению» эсминцев типа «Флетчер». Флоту, ведущему активные боевые действия преимущественно на просторах Тихого океана, потребовался новый эсминец, к тому же в больших количествах, что обусловило постройку «флетчеров» большой серией. В итоге эскадренный миноносец «Флетчер» стал самым массовым эсминцем того периода.
В основу проекта «Флетчера» легли проекты двух американских эсминцев, построенных до войны – «Симс» (12 единиц) и «Бенсон» (24 единицы), созданных в ходе последовательного улучшения и корректировки предшествующих проектов. Особенностью проектирования довоенных эсминцев в США, как и в других странах, стала необходимость соблюдения договорных ограничений на размеры кораблей данного класса в пределах 1500-1800 тонн водоизмещения. Однако начало войны позволило отказаться от существующих ограничений и сконцентрироваться на обеспечении требуемой боевой эффективности новых кораблей. В итоге «Флетчер» оказался значительно крупнее своих предшественников, что позволило улучшить его мореходность, усилить его противолодочное и зенитное вооружение, а главное – создать значительный запас водоизмещения для последующих модернизаций и усиления вооружения. По мнению Н.Фридмана, из длинной серии американских довоенных эсминцев, оснащённых по проекту пятью 127-мм орудиями, только «флетчеры» сохранили такое количество орудий до конца войны. С большинства эсминцев других серий часть 127-мм орудий в ходе войны снималось для усиления их возможностей в вопросах противолодочной и противовоздушной обороны.
Работа над эсминцем проекта 1941 года фактически началась ещё в 1939 году, когда начало войны в Европе позволило отказаться от договорных ограничений, и соответственно был поднят вопрос о том, какие эсминцы нужны флоту. Интересно, что осенью 1939 года для выяснения общих тенденций и формирования требований к проекту Генеральный совет, по данным Н.Фридмана, провёл так называемый «опрос» среди офицеров ВМС и сотрудников бюро кораблестроения.
Участникам предлагалось ответить на следующие вопросы: хватает ли торпед на существующих эсминцах для атаки линейных сил противника; не стали ли эсминцы настолько крупными, что представляют собой хорошие цели для торпедных атак; достаточно ли на существующих эсминцах средств для противолодочной борьбы (глубинных бомб и бомбометов); насколько увеличенные размеры эсминцев связаны с вероятностью артиллерийского боя с противником; какой должна быть скорость хода эсминца, и достаточно ли скорости в 36 узлов; если учесть, что эсминец DD409 «Симс» и его последователи уже имеют стандартное водоизмещение 1625 тонн (полное до 2300 т), то от чего можно отказаться, чтобы уменьшить водоизмещение до 1500 т. Как видим, руководство флота не особо было расположено к увеличению размеров нового эсминца, однако при этом были высказаны мнения о необходимости усиления средств ПВО, в частности по установке 28-мм счетверённого зенитного автомата и обеспечению защиты машинного отделения (МО) от осколков вражеских бомб. Также нельзя не отметить сам подход к сбору необходимых данных - нечасто проводятся опросы морских офицеров о том, какой корабль "им нужен"!
На слушаниях в Генеральном совете 16 октября отдельно обсуждался вопрос по торпедному вооружению нового эсминца. По мнению представителя отдела военного планирования, два пятитрубных торпедных аппарата (ТА), размещённых в диаметральной плоскости корабля, считались вполне достаточными, тем более, «чтобы добавить больше, потребуется пожертвовать другим вооружением» эсминца. В то же время представитель Главного управления вооружением ВМС адмирал Фарлонг выступил за обеспечение 12-торпедного залпа эсминца. Компромисс был найден в установке двух пятитрубных ТА и наличии четырёх дополнительных торпед для их перезарядки.
Следующим вопросом обсуждалось противолодочное вооружение новых эсминцев. С учётом использования 7-зарядных средств борьбы, считалось, что корабль должен был нести 28 глубинных бомб, при этом на нём должно было быть установлено к двум «стандартным» бомбосбрасывателям (БС) не один, а два Y-образных бомбомёта. Сложность такого требования заключалась в том, что Y-образным бомбомётам для установки нужны были значительные площади, и если для установки одного такого БМБ на предыдущих проектах уже нашли место на квартердеке, то установка второго такого бомбомёта могла стать серьёзной проблемой и привести к существенному увеличению размеров корабля.
Представитель отдела военного планирования отметил, что эсминец должен нести пять универсальных орудий главного калибра, а также два Y-образных бомбомёта, при этом «…четыре орудия ГК тоже допустимы, но пять орудий всё же лучше». В итоге адмирал Кинг определил, что при проектировании необходимо ориентироваться на вооружение в составе пяти орудий ГК, 12 ТА и 28 глубинных бомб. Странно, но в тот период по какой-то причине не рассматривались более совершенные К-образные бомбомёты (так называемые, «K-gun»), которые могли бы решить проблему с размещением Y-образных БМБ (так называемых, «Y-gun») без увеличения размеров корпуса корабля: по сути четыре «K-gun» способны были заменить два «Y-gun». Забегая вперед, отметим, что в последующем большинство американских эсминцев, построенных в годы Второй мировой войны, комплектовались 4-8 БМБ типа «К», что обеспечивало им значительный потенциал в вопросах ПЛО.
Проектируемый эсминец должен (так хотелось) был обладать полной скоростью хода не менее 38 узлов, что на 5 узлов было больше, чем могли развить перспективные корабли флота (линкоры типа «Айова» и авианосцы типа «Йорктаун»), которые он мог сопровождать. В то же время адмиралы Лири и Фарлонг были готовы согласиться и на 36-узловую скорость, которую легко можно было обеспечить без разработки новых энергетических установок. В то же время для обеспечения 38 узловой скорости требовалось увеличить на 20 % мощность типовых ГЭУ, что привело бы к увеличению на 10 % водоизмещения и соответствующих линейных размеров.
Как отмечает Н.Фридман в своей книге «U.S.Destroyers. An Illustrated Desingn History», коммандер Кокрейн (Управление предварительного проектирования) заявил, что «… переход от «не менее 35» к «не менее 36» не повлияет на существующую конструкцию…. Требование увеличить скорость до 36 узлов серьёзно повлияет на конструкцию, увеличит длину, чтобы освободить больше места в отсеках машинного отделения, …. это потребует значительной модификации базового проекта»…
После подобных обсуждений Генеральный совет утвердил первоначальные требования к новому эсминцу: водоизмещение не более 1 600 т (стандартное), не менее четырёх 127-мм/38 орудий, 2 пятитрубных ТА в диаметральной плоскости (4 запасные торпеды), 28 глубинных бомб к двум бомбосбрасывателям и 2 бомбомёта. Зенитное вооружение должно было включать 4 (предпочтительнее – шесть) 12,7-мм пулемётов, скорость 36 узлов, дальность плавания – 6 500 миль (15 узлов).
Всего было предложено три базовых варианта проекта: модифицированный «Бенсон» / «Ливермор» с увеличенным запасом глубинных бомб; эсминец с четырьмя одиночными 127-мм/38 орудиями, пятое орудие «Бенсона» (№ 3) снято для увеличения количества торпед и глубинных бомб, размещённых внутри; корабль с четырьмя 127-мм/38 орудиями, размещаемыми в различных комбинациях (1х2 носовая артиллерийская установка +1х2 кормовая АУ, или 1х2 носовая + 2х1 кормовые АУ, или 2х1 носовые +1х2 кормовая АУ).
Использование сочетания одинарных и спаренных артиллерийских установок (АУ) вызвало дополнительные споры, например, наличие в носовой части двух одинарных АУ существенно увеличивало профиль корабля и повышало его уязвимость. В то же время поражение одной спаренной установки лишало эсминец половины орудий главного калибра, кроме того считалось, что две одинарные установки могут обеспечить большую боевую скорострельность, чем одна спаренная. К тому же для одинарной установки проще обеспечить ручное наведение в случае потери энергоснабжения корабля.
Первый шаг был сделан, впереди был второй...
Окончание следует
Источники: Гайсинский, П. «Флетчеры» - 50 лет в строю /П.Б.Гайсинский.- Харьков. 2000. – 44 с.; Дашьян, А. Корабли второй мировой войны. ВМС Великобритании (часть 2)/А.В.Дашьян // Морская коллекция, № 5
(53) – 2003. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Кащеев, Л. Американские эсминцы класса Fletcher. Часть 1/ Л.Б. Кащеев // Морская
коллекция, № 2 – 2011. – 32 с.; Кащеев, Л. Американские эсминцы класса
Fletcher. Часть 2/ Л.Б. Кащеев // Морская коллекция, № 3 – 2011. – 32 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 3.- Отработанные войной. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2013 – 168 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942 – февраль 1943 / С.Э.
Морисон – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 544 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: острова Гилберта,
Маршалловы и Новая Гвинея/ С.Э.Морисон – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб:
Terra Fantastica, 2005. – 477 с.; Роско, Т. Сильнее «божественного ветра»: Эсминцы США: война на Тихом океане /Т.Роско. - М: ООО «Издательство
АСТ»; Транзиткнига, 2005. – 763 с. ; The Destroyer The Sullivans/ Anatomy of
the Ship. – 1988.- 124 p. ; Les Destroyers de I`US Navy. Tome 3: Les Benson, Gleaves et Fletcher/ Navires & Histoire. – № 34.- 2018. – 124 р.; Warship Profile. USS Charles Ausburne. - № 9; Scutts Jerry. Fletcher DDs in action/ Warship Number 8; Warship`s Data. USS Kidd (DD661). – 1985.- 46 p.; N.Friedman. U.S.Destroyers/ An Illustrsted design history./ N.Friedman. - Annapolis, Maryland.- 1982.-490 p.