Как субботинские рукодельницы возрождают добрые традиции прядения шерсти.
Трудно ли быть пряхой? Это первое, о чём я спросила, когда зашла в АРТ-резиденцию «Субботинская земляника», где женщины сидели над веретёнами и самопряхами, кропотливо перебирая кусочки шерсти. На первый взгляд кажется, что дело в общем-то нехитрое. Бери шерсть, вытягивай да скручивай в нить. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле это трудоёмкий и далеко не простой труд, который требует усидчивости и терпения.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
– В старину девочек с ранних лет учили прядению при помощи веретён и самопрях. Считалось, что худая та хозяйка, что не умеет прясть. Даже поговорка была: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», – рассказывает руководитель творческого объединения «Лучезар» Галина Шуднёва. – Это сейчас в магазинах всё что угодно можно купить и заказать. А раньше одна рубаха могла от отца к сыну передаваться, один сарафан от бабушки к внучке. Ткань была роскошью, поэтому и прясть, и ткать умели в каждой русской избе. И наше село Субботино – не исключение. Старожилы ещё помнят то время, когда по склонам гор паслись большие отары деревенских овец. Из их шерсти деревенские бабушки и мамы вязали тёплые носки, варежки, шали, платки. Да всё что угодно, шерсть всегда ценилась в деревне. К тому же она обладает лечебными свойствами, в отличие от синтетических ниток. Сейчас мало кто держит овец и мало кто занимается прядением на самопряхах и тем более веретёнах. А мы хотим возродить наши традиционные ремёсла, чтобы молодёжь знала, как трудились и что умели наши предки.
И желающих научиться оказалось немало. Творческое объединение образовалось в 2015 году. В него вошли люди, которые имеют небольшие навыки ремесленного дела, а главное – имеют желание обучаться и обучать других. За девять лет работы удалось объединить около 30 мастеров, которые вяжут, шьют, вышивают, ткут, работают с берестой, занимаются батиком, декупажем, делают текстильных кукол, картины, игрушки, сувенирную продукцию в разных техниках.
– Мы ездили по сёлам сельсовета, общались со старожилами, которые делились секретами ремесленного дела, – говорит хранительница АРТ-резиденции Любовь Немцева. – От некоторых получили в дар ткацкие станки, коклюшки, веретёна, колодки для валенок. Практически на каждом деревенском чердаке находятся вещи, которые хозяевам уже не нужны, а для нас имеют ценность. Прежде чем образовалась резиденция, творческое объединение «Лучезар» провело большую работу, чтобы сплотить творческих людей. Теперь, когда у нас появился этот замечательный дом, украшенный старинной утварью, русской печью и предметами быта наших предков, мы регулярно собираемся здесь, чтобы создавать что-то новое и интересное. А главное – чтобы не потерять связь со своей историей, передать будущим поколениям лучшие субботинские традиции и обычаи.
У меня за прялкой голова проветривается
Вот и к нашему приезду собрались мастерицы, которые и прядут, и вяжут, и вышивают. Анастасия Безносова за день может спрясть 400 метров нити из овечьей шерсти. Делает она это быстро, умело, успевай только следить, как девушка ловко перебирает пальцами шерсть и управляет колесом самопряхи. Причем профессионально этому она не училась.
– Мама в детстве пыталась усадить меня за электрическую прялку, пробовала я нить ссучивать, но ничего не получалось, – рассказывает Анастасия. – И если бы не супруг, может, и не занялась бы прядением. Муж несколько лет назад буквально со свалки принёс домой сломанную самопряху, отремонтировал и показал, как она работает. Нет, он совершенно не мастер в этом деле, просто у мужчин логика развита лучше, методом проб он очень быстро понял, в чем суть процесса. Кстати, интересное наблюдение: на мастер-классах с ребятишками мальчишки гораздо быстрее девчонок схватывают технику прядения. Словом, с тех пор и занялась этим делом. Слава Богу, в селе ещё есть люди, которые занимаются разведением овец. Сырьё у нас по большей части своё. Овечку обычно стригут весной, чтобы летом ей было не так жарко пастись. Для стрижки есть специальные ножницы. А прежде чем сесть за прялку, шерсть нужно подготовить. На Руси всегда это считалось тяжёлой работой, которую выполняли в основном мужчины. Сначала нужно растеребить шерсть от грязи, затем специальной палкой с цепью на конце выколотить её, чтобы она стала пушистой и рыхлой. После чего специальными чесалками вычистить шерсть от земли, мелкого сора, букашек, веточек. И только потом можно приступать к прядению.
Иногда, прежде чем прясть, шерсть стирали, вымачивали её в озерах или речках. Но, по словам мастеров, для прядения лучше нестиранное сырьё, так как на нём остаётся жиропот, он липкий, и за счёт липкости получается более качественная нить.
– На валенки пимокаты, к примеру, тоже предпочитали не стирать сырье, из-за жирности катанки становились более плотными, – включается в беседу Галина Юрьевна. – Зато для вязания шалей, варежек, носков лучше подходит выстиранная шерсть.
Сама Настя Безносова не вяжет, технологию знает, но за спицы и крючок пока некогда садиться. Ей поступают заказы на прядение шерсти. Чаще от местных жителей, которые также увлеклись этим делом. А ещё женщина увлекается плетением из бересты – это тоже не простое ремесло.
– Самое сложное – подготовить бересту, это трудоёмкий и тяжёлый процесс, – признается Анастасия. – Впрочем, любой труд имеет свои тонкости и сложности. Но если ты любишь то, чем занимаешься, успех всегда будет. Об этом говорю детям на мастер-классах. Нужно не только получать удовольствие от результата, нужно ещё научиться наслаждаться самим процессом. Если внушить себе, что прядение – это утомительное и скучное занятие, тогда, конечно, радости от этого не испытаешь. У меня за прялкой, как говорится, голова проветривается от всяких плохих мыслей. Я отдыхаю, когда пряду.
А помимо творчества Анастасия увлекается выпечкой. Готовит пряники и сдобу в русской печи. Реализует свою продукцию населению. По хозяйству помогают две дочери. Старшая, семилетняя Аня, уже сама доит козу и умеет работать на веретене.
– Девчонки быстро учатся и прясть, и готовить, и по дому всё делать, – говорит Настя. – Беру их с собой на фестивали и ярмарки, они своим примером показывают другим детям и взрослым, как интересно приобщаться к ремесленному делу.
Собачья шерсть теплее овечьей и прочнее кошачьей
Но не только из овчины рождаются клубки нитей в творческом объединении «Лучезар». Женщины прядут из собачьей и козьей шерсти. Наталья Сосновская любит козью шерсть за её мягкость и лёгкость.
– Нить получается нежная и ровная, – говорит мастерица. – Из такой пряжи выходят отличные шали. А вот носки и варежки лучше всего вязать из собачьей шерсти. Она плотная, и за счёт этого изделия получаются очень тёплыми. Один минус – специфический запах, который не все любят.
В качестве помощника к веретену у сельчанки есть электрическая прялка. Принцип работы такой же, как и на механической, но процесс более быстрый. Увлекаться рукоделием Наталья Сосновская начала с юности. После окончания педучилища приехала за мужем жить в Субботино из Черногорска. Устроилась в школу, здесь и взяла первый раз веретено в руки.
– У лаборанта увидела, как она прядёт, и тоже захотелось попробовать. С тех пор и пряду, и вяжу. Всем детям и внукам и носки, и варежки, и шарфы вязала. И даже пояса из собачьей шерсти! Они хорошо помогают при болях в пояснице. Работают по принципу массажёров, сама пользуюсь, если требуется. А особенно нравится вязать пинетки для малышей. Посмотрите, какие они хорошенькие! Их, кстати, хорошо разбирают на различных праздничных фестивалях. В принципе, наша продукция пользуется популярностью. Не многие сегодня занимаются натуральной шерстью. В нашем селе, слава Богу, есть и такие специалисты, и овцеводы, и собачники, которые делятся шерстью животных.
– А ведь кошек пушистых тоже много в деревнях? Их шерсть почему не популярна? – не удержалась от вопроса.
– Кошачья шерсть считается непригодной для прядения. Она короткая, тонкая, да и где же её взять в таких количествах, чтобы прясть нитку... Но если у вас есть лохматые коты, вычёсывайте, привозите шерсть, попробуем!
«Дружбой» встречали, разгонным пирогом провожали
Много в резиденции сувенирной продукции сельчанки Любови Машковцевой. По выходе на пенсию она увлеклась вышивкой. Её картины можно посмотреть и даже приобрести в подарок. А ещё она любит делать чердачные игрушки, кофейные, как их ещё называют. Это довольно милые фигурки, напоминающие старинные игрушки, завалявшиеся в бабушкиных чуланах. Они выполняются из бязи, кофейного раствора и акриловых красок.
– Сначала делаю трафареты будущим игрушкам, прорисовываю их, а потом выкраиваю из ткани. Сшиваю, набиваю, покрываю раствором из кофе, подсушиваю и оживляю при помощи красок. Особенной популярностью пользуются котики. Они могут быть на подвесках и на подставках.
На полках также стоят вязаные игрушки. К Новому году Любовь Машковцева, как правило, вяжет символ года, сейчас это Зелёный Дракон. Такие сувениры женщина дарит и продаёт.
А рукодельница Людмила Грачева любит вязать крючком и спицами детские и взрослые шляпки, повязки и сувениры к праздникам. К Пасхе она вяжет корзинки с яйцами. Многие её работы находятся в домах у сельских жителей.
Наталья Некипелова из Средней Шуши тоже прядёт. Сейчас она работает с собачьей шерстью. Новыми идеями и техниками рукоделия мастерицы всегда делятся между собой.
– Резиденция для нас стала местом притяжения, – говорит Любовь Немцева. – Здесь сама атмосфера располагает к творчеству. Во-первых, убранство дома выполнено в стиле русских традиций прошлого века. Во-вторых, русская печь, как символ семейного очага и благополучия, настраивает на позитивный лад. Мы как семья стали друг другу. К нам любят ездить туристы, с удовольствием приходят дошколята и школьники. Также мы приглашаем пенсионеров села. Вместе с ними пьём самосборный травяной чай (многие субботинцы занимаются заготовкой дикоросов), вспоминаем обычаи и традиции наших предков, записываем какие-то новые рецепты, по которым готовили еще наши бабушки. Не так давно мы оформляли так называемый красный угол. Для всех было одно задание – связать изделие из красной пряжи. Посмотрите, сколько разных шалей, и какие они все уникальные в своём роде. А какие потрясающие скатерти вяжет наша мастерица Елена Макарова в технике «филейное кружево»! Это очень трудоёмкая работа, за которую женщина просит практически символическую цену.
В планах у женщин много новых проектов. Недавно они написали проект «Семейные традиции», а ещё развивают гастрономическое направление в резиденции.
– Мы уже проводили мастер-классы по выпеканию блинов в русской печи, хотим глубже погрузиться в эту тему. Поэтому и занимаемся собиранием старинных рецептов именно от жителей родного села. Вы, например, знаете, что раньше в Субботино было принято выпекать разгонный пирог, чтобы дать понять гостям, что пора бы расходиться? Как правило, пирог выпекался из брусники или мака. И тесто готовилось по-особенному. Когда от гостей уставали, им выносили пирог и напоследок угощали. А ещё в традициях субботинцев есть пирожки «Дружба». Это маленькие пирожки с разными начинками. Как правило, хозяюшки делали начинки по количеству дней в неделю. С картошкой, морковкой, капустой, тыквой, грибами, фасолью, – со всем, что было в закромах кухни. Пирожки выкладывали на одну большую тарелку, и никто не знал, с какой начинкой достанется гостю угощение. А недавно мы делали мастер-класс по лепке пельменей со щукой. Это тоже очень вкусно! Приезжайте как-нибудь на мастер-класс, научим и покажем!
P.S. Второй раз я побывала в резиденции «Субботинская земляника», и вновь – море положительных эмоций. Попробовала и на самопряхе прясть, и на электрической прялке, и веретено покрутила немного. Признаться, пряха из меня так себе, на три с минусом, но главное, как говорится, научиться получать удовольствие от процесса. Результат в таком случае достигнут. И да, разгонным пирогом меня не провожали, так что ещё непременно наведаюсь в гости к сельским мастерицам.
Фото автора
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №20 (18.675) от 16.05.2024