В день празднования 79-й годовщины Великой Победы мы вспоминаем прошлое. Всё меньше остаётся фронтовиков, людей, которые ковали победу в тылу и могли бы рассказать о том времени.
Сегодня наш гость – Ярослав Дмитриевич МАРКОВСКИЙ, он родился в 1941 году. Он и его сверстники, как никто другой, умеют ценить долгожданную Победу. Нам дороги их простые житейские воспоминания детских лет и взросления в то нелёгкое время.
В них – биография целого поколения, история нашей страны.
Ярослав Марковский – известный в нашем городе человек: искусствовед, преподаватель, художник. Член творческого объединения художников Минусинска «Колорит», постоянный участник выставок «Минусинская палитра». Руководитель Минусинского городского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский лад». В 2001, 2011 годах прошли его персональные, юбилейные выставки. В декабре 2023 года состоялась персональная выставка в Абаканской детской художественной школе имени Д.И. Каратанова. Ярослав Дмитриевич участвовал в реализации проекта «Минусинские художники» – «Узнайте наших» – в рамках фонда президентских грантов. Его картины находятся в Минусинском краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова, в Тесинском художественном музее, частных коллекциях.
– Расскажите, где вы родились, кто были ваши родители?
– Мой отец Дмитрий Сергеевич Лизаров – инженер-строитель, мама Александра Ивановна Марковская – художник. Позже она стала членом Союза художников СССР, заслуженным деятелем искусств Дагестанской АССР. Встретились они и поженились в Москве. Отец ушёл в ополчение и пропал без вести. Мама решила уехать в Махачкалу, где я и появился на свет, здесь жили две её сестры. Меня взрастили три прекрасные женщины, но очень хотелось, чтобы у меня был отец. Увидев мужчину, по моим понятиям, подходящего на эту роль, я бежал к маме и просил: «Пусть он будет моим папой». Моё поколение – «безотцовщина», отцов забрала у нас война.
– Во время войны Махачкала была прифронтовым городом – враг рвался к каспийской нефти. Вы тогда ходили в детский сад, что-то помните из этого времени?
– Однажды все дети прильнули к окнам и увидели, как по улице важно шагают верблюды и что-то везут в повозках. Воспитатели объяснили: они везут боевые орудия «катюши». Позже на уроках истории я узнал, что большинство промышленных предприятий были переоборудованы и выполняли военные заказы. Суровые испытания Великой Отечественной войны еще больше сплотили народы нашей многонациональной страны. Известен такой факт. В 1944 году Магомед-Загид Абдулманов (уроженец Дагестана) с группой разведчиков попал во вражескую засаду. В ходе допросов гитлеровцы удивлялись: «Ты же не русский, чего ты молчишь? Откуда ты?» Герой ответил: «Мы все дети Матери-Родины – России!»
– Военная тематика отразилась в картинах вашей мамы и ваших?
– Мама написала картину «Помнит мир спасённый», которая находится в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале. На ней изображён скромный обелиск, вокруг местные жители, а в центре пожилая пара, по элементам их одежды узнаём дагестанцев. Это их сын погиб, освобождая русскую деревеньку от немцев. Я написал «Поединок. 1941», показав на картине мужество и отвагу наших бойцов-артиллеристов, вступивших в бой с бронированным чудовищем.
Великий подвиг совершил весь советский народ в Великой Отечественной войне! Выстояли, не сломились, победили! Даже наши враги признавали, что народ с такой любовью к Родине, высокой нравственностью, совестью, отвагой, мужественностью невозможно победить. Как писал поэт Николай Тихонов: «Гвозди бы делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей». Огромная благодарность фронтовикам-ветеранам, живущим ныне, и тем, кто не вернулся с войны, ушедшим в мир иной уже в послевоенное время, труженикам тыла.
Горжусь своими родителями. Помню слова, сказанные министром культуры Дагестана о моей маме: «Александра Ивановна – невероятно трудолюбивый, талантливый художник. Она одна из немногих, кто никогда не жаловался на обстоятельства, на других людей и ничего не просил для себя».
– Какие эпизоды детских лет помните?
– Полноценное детство у моего поколения отняла война. Но дети есть дети... Под защитой старших и в силу своего возраста мы многое не понимали и переносили все военные тяготы легче. Помню, когда ходили в детский сад, суп нам давали в маленьких мисочках и строго наказывали – добавки не просить. Не просили, но есть-то хотелось, и первый вопрос, когда мы шли домой, – какая еда есть и есть ли электричество? Когда подрос, посылали в магазин за хлебом. Его взвешивали, резали. Было удачей, если получался довесок, его по праву «добытчика» я мог съесть сразу. Взрослые устраивали нам праздники. Самый любимый – Новый год: приходил волшебник Дед Мороз и дарил нам подарки, а в них сладости и мандарины, которые мы могли поесть только в этот праздник.
Помню, на одном из утренников меня удостоили чести быть на верху пирамиды (дети становились на плечи друг друга) и произнести слова: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». Меня распирала гордость – заслужил! Мама умерила мой пыл, сказав: «Потому что ты худенький».
– Какие тогда были продукты и где их покупали?
– Рацион питания был скудный. В магазинах полки были пусты, в рыбных отделах на витринах горкой стояли баночки с черной икрой, но стоила она дорого. Иногда, как тогда говорили, «выбрасывали» муку, сахар. Сразу образовывалась очередь, мы, дети, тоже были в ней, потому что выдавали по норме, на каждого присутствующего. Порой возникали скандалы – «вас тут не стояло». Ещё еду можно было купить по высоким ценам на базаре. Лакомством для нас были конфеты, мороженое, газированная вода с различными сиропами по пять копеек за стакан. Выручало, что наш город южный, и мы отъедались летом на ягодах, фруктах и овощах.
– Война войной, но детям всё равно нужны игрушки. Какие они были?
– Игрушек было мало, покупали нам их редко. Были самодельные пистолетики, пушки, машинки, самокаты. Девочки вместе с мамами и бабушками шили из лоскутков куколок, вышивали. Были деревянные кубики, на которых наклеены части картинки, нужно собрать целую (что-то похожее на пазлы). Интересная получилась история появления у меня деревянного самолётика с пропеллером. После войны пленные немцы что-то строили у нас в городе за высоким забором, с охраной. Нам, пацанам, было интересно увидеть их «вживую», находили щели. И однажды один из них показывает мне самолётик и объясняет жестами, что обменяет на хлеб. Помчался к маме, и с полученным куском хлеба приник к забору. Но отдавать сразу оба боимся, вдруг обман? Так появилась у меня эта игрушка.
– У современных детей «мильон» игр, но они всё меньше активно играют во дворе со сверстниками, а больше – дома в виртуальном пространстве. Несомненно, в этом много плюсов, но всё упирается в чувство меры. А какие игры были у вас?
– У нас не было телевизоров, компьютеров, прочих современных технических новинок. Радио, газеты, журналы были источниками информации о жизни в стране, в мире. По радио слушали выступления певцов, музыкантов, «театр у микрофона», сказки, рассказы писателей. О достижениях и о своей жизни рассказывали ученые, врачи, рабочие. Читали запоем книги, ходили в кино, где перед сеансом показывали десятиминутные киножурналы – «Новости дня», «Фитиль» и другие. После них в зал заходили опоздавшие. Всё свободное время проводили на улице с друзьями. Во что мы только не играли: в футбол, волейбол, в «войну», прятки, ловитки, лянгу, третий лишний. Девчонки – в классики, прыгали через верёвочку. Игр было много, все уже не помню. Если кого-то интересует, что это были за игры, интернет вам в помощь. Самое большое наказание – «отлучение» от улицы.
– Прыгали, бегали – обычная детская «развлекуха», а польза-то от нее какая для здоровья? Можно упасть, получить травму, синяк.
– Все игры – развлечения, отдых. Но наши игры закаляли нас физически, они были подвижные и на воздухе. Нам не грозило это «чудовище» – гиподинамия и ее последствия. Мы носились как угорелые, домой приходили уставшие, замазывали зелёнкой ранки, гордились победами и огорчались поражениям. Это развивало нас и нравственно – играть честно, по правилам, соблюдать «кодекс чести». Учились дружить, соблюдать дух коллективизма – «один за всех, все за одного». Упорно идти к победе, преодолевая порой боль и страх. Прививали нам любовь к движению, к спорту, я до сих пор с ним дружу: играю в теннис, участвую в соревнованиях, порой и призовые места получаю в своей возрастной группе.
– Вы росли в творческой семье, и вашими первыми игрушками были тюбики с красками, кисти, альбомы, книги по живописи. Вы были обречены посвятить свою жизнь служению искусству?
– Говорят, что мы учимся тому, что видим в собственном дому. В школе я занимался в кружке Дома пионеров, после ее окончания поступил в 1959 году в художественное училище г. Махачкалы. Потом работал в школе. Хотел учиться дальше, стал готовиться, поступил и окончил с красным дипломом Ленинградский институт архитектуры, скульптуры, живописи имени И. Репина. Помню слова мамы: «Настоящее образование – самообразование», и продолжаю учиться всю жизнь.
– Как прошла учеба, какие воспоминания о Ленинграде?
– Студенческие годы – чудесные! В город я влюбился с первого взгляда и навсегда. Побывал в разных красивых старинных городах нашей страны и за рубежом, но для меня этот город остается самым красивым и уникальным. Он поражает и восхищает единым архитектурным ансамблем, благородной торжественностью, значимостью. Как все влюблённые, ему я посвящал всё свободное время – бродил по улочкам, писал этюды. Еще в Ленинграде я «подцепил» (в буквальном смысле) свою будущую жену – Людмилу. Произошло это в метро, наши пуговицы зацепились, пока их распутывали, попались сами в «семейные сети». Поженились, уехали в Махачкалу. Там родились две дочери – Юлия и Марьяна, которые подарили нам четверых внуков. До сих пор, когда я вижу по телевизору Санкт-Петербург или море, мое сердце сжимает волнение.
– Всю жизнь вы работаете с молодежью в Дагестане и в Минусинске, куда переехали с семьёй в 1993 году. Отличается молодежь советская и нынешняя?
– Не буду утверждать, что раньше молодёжь была лучше современной, или наоборот. Каждое поколение проходит свой жизненный путь, формируясь в тех условиях, которые ему даны. Молодость – прекрасная пора нашей жизни! Вера в свои силы – всё преодолею, всё смогу, – учеба, познание мира, дружба и, конечно, пора любви, на эту тему было много бесед, вопросов. Любовь – многогранное чувство: к родителям, к Родине, к природе, к искусству, но молодых, конечно, интересовали больше отношения мужчины и женщины.
– Какие чувства вы испытываете, когда пишете картины? Легко ли с ними расстаетесь?
– Большинство людей, когда видят вокруг красивое, думают: «Остановись, мгновенье – ты прекрасно!» Кто-то это делает с помощью фотоаппарата, я – красками и кистью. Когда работаю, испытываю умиротворение, отрешенность от всего обыденного, суетного. Я и моё воображение – властелины каждого мазка! Когда слышу добрые отзывы, слова восхищения, испытываю радость, счастье – не зря трудился. Это даёт импульс, вдохновение. У меня удачно сложилось в жизни: «Делать то, что на сердце лежит и так просит душа, а ведь больше не надо нам» (Михаил и Иван Засидкевич). Считаю, что картины, как и детей, если они выросли, надо отпускать из дома. Поэтому легко дарю свои работы друзьям, людям, которым они понравились. Надеюсь, что будут доставлять им душевное тепло, радость, и люди будут с благодарностью помнить художника, написавшего картину.
– Ваши любимые жанры в живописи?
– Люблю писать натюрморты, особенно цветы, пейзажи, портреты, интересные в архитектурном плане здания. Из времен года предпочитаю осень, зиму. Я убеждённый приверженец реалистического метода в искусстве. Считаю, что модернизм является реакционным явлением, далеким от настоящего, подлинного искусства. Согласен с Андроном Кончаловским, который сказал: «Есть ли в «Чёрном квадрате» Малевича мастерство? Есть ли талант? Есть ли ощущение прекрасного? Нет. Есть мастерский рекламный трюк. Есть желание «взорвать», вызвать скандал, шокировать зрителя».
Людмила КАМЕНСКАЯ (Фото Ольги НОВИКОВОЙ)
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №19 (18.674) от 08.05.2024