Первые впечатления вчера, всего лишь из окна городского автобуса, всего лишь по двум “заводским” районам: Ильичёвскому и Орджоникидзевскому (Левобережному).
1. Сгоревшие и повреждённые здания вдоль улиц полностью восстановлены, застеклены, симпатично покрашены. Многие строения внутри кварталов ещё ждут своей очереди, но гнетущая атмосфера “убитости” уже убрана.
2. Добротные немецкопленные 2-3хэтажки, о сохранении которых очень беспокоились их жильцы, сохранены и восстановлены лучше прежнего. Россия - это вам не Укропия!
3. Планомерно ставят новые, современные столбы электроосвещения, по российским стандартам, а не этим украинским ДБН (это Дэржавни Будивнычи Нормы, а не то, что сказал Лавров. Хотя...)
А старые - гэть с поляны!
4. Год назад я публиковал фотографии близстоящих 9этажек с выгоревшими подъездами и насквозь вынесенными квартирными блоками. Т.е., сквозь здание было видно небо. Вот они теперь!
Говорят, внутри ещё не всё восстановлено. Нытики и злопыхатели скажут: “Потёмкинская деревня!“ А я был руководителем проектов ПГС (промышлкнного и гражданского строительства), я скажу: Первым делом надо подвести под крышу и закрыть тепловой контур. Нутрянку - потом, в комфорте.
5. Проезд в автобусах стал платным, в муниципальных автобусах - 30 рублей (пенсам - бесплатно) и 40 руб. в частных маршрутках (а не 50 руб., как год назад). Трамвай - 10 руб. Но у него пока лишь один маршрут.
6. У людей появилась работа! Не многие десятки тысяч рабочих мест (для этого надо запустить меткомбинат им. Ильича и нарастить работу грузового порта и “железки”), но динамика за год ощутимая. “Локомотив” - строительная индустрия (что и не удивительно).
7. Очень надеюсь, что ситуативный урод эпохи сталинской индустриализации - завод “Азовсталь” - никогда больше не будет травить воздух и море. Ятд, здоровые люди, чистое тёплое море и ещё один морской курорт более потребны России, чем ещё один металлургический завод.
7.1. А в руинах "Азовстали" притягательно было бы устроить: 1) музей, типа Балаклавской базы подводных лодок (я писал) или Севастопольской 35 батареи; 2) платного полигона для "сталкеров", пейнтболистов и киношников; 3) полигона для штурмовиков, пожарных, армейского и ФСБшного СпНаза. Раз оно уже есть.
8. Не убрали (как в своё время сделали в Северодонецке) обломки киосков и прочих МАФов и лёгких павильонов. Технически это сделать не трудно, а “картинка” заметно радостнее. А радость - это важно.
9. По пути из Донецка в Мариуполь (хорошая трасса по две полосы в каждую сторону с зелёной “разделёнкой”) по-хорошему охреневал истинно русскому размаху работ по расширению трассы. Похоже, будет по 4 полосы в каждую сторону, причём, с техническим выделением 2+2 скоростные полосы. Ну да, в 2023 г. было же принято решение о строительстве федеральной трассы Москва-Воронеж-Луганск-Донецк-Мариуполь. Работают, доо…
9.1. А ещё, ЕМНИП, было постановление о строительстве "федералки" РостовДон-Мариуполь-Мелитополь-Симферополь. Полагаю, эти - построят!
Россиянам должно быть где отдыхать. Причём, на своей земле и развивая российскую туриндустрию и экономику.
Сегодня, немного отдохнув с дороги (ну-ка, со всеми пересадками: Кременная-Северодонецк-Луганск-Донецк-Мариуполь-Левый берег!) выйду в город, пофотаю, напишу.
Пегасу на "овёс": Карта ПСБ 2200 0305 0377 3468
Для СБП: +7 959 253-9363