Найти в Дзене
МЧС Архангельск

Пламя угрожало перекинуться на стоящие рядом сухогрузы

Оглавление

Пожар на теплоходе «М.В. Ломоносов» в Архангельске вспыхнул вечером 13 мая. Пламя угрожало перекинуться на стоящие рядом сухогрузы. Огонь тушили по повышенному рангу сложности №2, задействовав более 60 человек личного состава и 19 единиц техники. Во всех пожарных частях города был объявлен сбор резервов. Для полной ликвидации пожара потребовалось 12 часов.

Об особенностях, сложностях и принимаемых решениях мы узнали у руководителя тушения пожара, заместителя начальника Главного управления МЧС России по Архангельской области (по государственной противопожарной службе) Павла Захарова.

- Павел Владимирович, расскажите, как развивались события? С чего начался пожар?

- Вызов о пожаре на территории Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы флота поступил в экстренные службы в 20:50. Огонь на теплоходе заметили сотрудники базы, они же сначала попытались самостоятельно потушить пламя. К сожалению, пожарных при этом вызвать забыли, было потеряно драгоценное время.

-2

Объект находится в районе выезда пятой пожарно-спасательной части, сотрудники этого подразделения первыми прибыли на место. Очень грамотно обработал вызов личный состав центрального пункта пожарной связи: верно оценили обстановку и ещё до объявления ранга направили дополнительные силы и средства.

На момент прибытия пожарных горение развивалось на верхней палубе судна, огонь распространялся стремительно. Сам теплоход уже два года находился на ремонте и был пришвартован к причалу. Вплотную к нему стояло ещё несколько судов – это серьёзно осложняло нам работу, потому что существовала угроза распространения на них огня. Пожару был присвоен ранг сложности №2, создано три боевых участка, развёрнут штаб пожаротушения. Пожарные стволы подавались и с причала, и со стороны реки. Внутри теплохода, в трюме и каютах работало 10 звеньев газодымозащитной службы. Для мониторинга ситуации с воздуха мы использовали беспилотные летательные аппараты.

- Какие сложности возникли при тушении?

- Как я уже говорил, очень близко к «Ломоносову» стояло ещё несколько судов. На начальном этапе тушения огонь перешёл на одно из них, занялся нос огромного нефтерудовоза. Там и был создан третий боевой участок. Большая проблема была в том, что нефтерудовоз к этому моменту уже был отведён от причала, тушить с земли было невозможно, а с воды – нечем, пожарных катеров в регионе нет. Было принято решение задействовать бортовые системы пожаротушения буксиров, привлечённых администрацией морского порта «Архангельск». Пожарных МЧС России на буксире доставили на борт горящего сухогруза. Огнеборцы проложили рукавные линии, звено ГДЗС зашло в трюм, и загорание было оперативно ликвидировано на минимальной площади. Эти же буксиры потом очень помогли и в тушении самого теплохода – в пиковый момент с них было подано 12 стволов.

Из непредвиденных обстоятельств стоит отметить крен судна. В процессе тушения теплоход начал опасно крениться на правый борт, создалась высокая вероятность опрокидывания. А это, во-первых, смертельная угроза для бойцов, работающих в трюмах и на палубах, во-вторых, риск экологической катастрофы. В случае переворота теплохода в Исакогорку (приток Северной Двины) вылились бы остатки топлива, нефтепродукты. Подъём судна со дна тоже потребовал бы привлечение значительных сил, это дорогостоящая операция. Таким образом, допустить затопления «М.В. Ломоносова» было нельзя.

В первую очередь была дана команда на срочную эвакуацию на берег всего личного состава. Когда пожарные покинули судно, буксиры отвели его на мель, где продолжили тушение.

Ну и общая проблема для тушения вообще всех судов – это их сложная планировка. Когда мы ликвидируем пожары, например, в жилье, мы всегда знаем: тут подъезд, тут лестничные марши, тут квартира. Объекты в районе выезда можно изучить заранее в ходе тренировок. Изучить все суда, которые находятся на ремонте, или заходят к нам в порт – невозможно. Зачастую отсутствует документация, планы и чертежи на судно. Существуют планы противопожарной защиты судов, но по ним не так легко ориентироваться, если ты на этом судне не работал. Плюс ко всему, пространства на судах всегда мало – узкие проходы, крутые трапы, тесные трюмы и каюты. Всё это создаёт свою сложность, а в условиях сильного задымления пожарные в буквальном смысле слова работают наощупь.

- Как часто приходится реагировать на подобные происшествия?

- Пожары на судах происходят в Архангельске каждый год. Сравнивать их между собой некорректно, поскольку это может быть горение на судне, которое уже находится на утилизации, может быть, пожар при проведении ремонтных работ в сухом доке, а может быть и происшествие на рейде. Каждый такой пожар индивидуален и требует своей тактики при тушении. Если говорить о теплоходе «М.В. Ломоносов», то ровно год назад мы уже работали на нём. Тогда горело машинное отделение в центральной части, судно удалось спасти. Причиной стало нарушение правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ.

В настоящее время на месте пожара работают органы дознания МЧС России и сотрудники испытательной пожарной лаборатории. Назначены пожарные экспертизы. Окончательная причина пожара ещё не установлена, но уже известно, что в тот день на судне также проводились сварочные работы.