Найти тему

«Ювелирке» усложнят путь на маркетплейсы

Wildberries и Ozon заверили, что все продавцы украшений зарегистрированы в системе по контролю за оборотом драгметаллов, камней и изделий

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Федеральная пробирная палата (ФПП) – осуществляет госнадзор за производством, использованием и обращением драгметаллов и камней – выступила за введение ограничений при продаже украшений на онлайн-площадках. Об этом представитель ведомства рассказал «Ведомостям».

История вопроса:

По словам источника издания, «ювелирные изделия относятся к категории товаров, подлежащих обязательной маркировке, а их оборот должен прослеживаться в специализированной государственной информационной системе по уникальным идентификационным номерам (УИН)». Однако маркетплейсы не соблюдают это правило, из-за чего права покупателей оказываются не защищены.

В ФПП предложили разрешить продажу ювелирных украшений через маркетплейсы при условии, что она будет осуществляться со склада самого агрегатора, а ответственность «за отражение всех фактов оборота изделий в информсистеме» будет лежать на маркетплейсе. Эти требования необходимо зафиксировать в законе о маркетплейсах, который сейчас разрабатывается.

Минфин планирует проверять легальность розничных продаж ювелирных изделий, в том числе дистанционным способом, с помощью универсального транспортного модуля, который позволит автоматически регистрировать операции в специализированной государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгметаллов, камней и изделий из них (ГИИС ДМДК). По словам информатора издания, вместе с ФНС Минфин также проводит работу «в части внесения данных о маркированных ювелирных изделиях в фискальные документы».

С предложением ужесточить регулирование продаж ювелирных изделий на маркетплейсах в начале мая выступил председатель «Общественной потребительской инициативы», замглавы общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов, пишут «Ведомости», ознакомившись с его письмом в ФПП.

Павлов обратил внимание на то, что в ассортименте Wildberries и Ozon «встречаются» ювелирные украшения, которые не зарегистрированы в ГИИС ДМДК. В письме сказано, что общественники выявили более 500 недобросовестных предпринимателей «с помощью мониторинга площадок и материалов сайта ФПП».

В связи с этим страдают законопослушные продавцы, которые соблюдают все требования и в связи с этим несут издержки, в то время как покупатели выбирают ювелирные изделия «неустановленного происхождения и качества», отметил Павлов. Чтобы исправить эту ситуацию, он предложил обязать маркетплейсы «проверять легальность» участников рынка ювелирных изделий, а до внесения изменений в законодательство – запретить продажу ювелирных изделий на онлайн-площадках.

Представитель Wildberries подчеркнул, что компания «с особой внимательностью» относится к продаже и отгрузке на склад ювелирных изделий. Все продавцы стоят на спецучете в ГИИС.

– Если селлер не включен в реестр, он не может продавать ювелирные изделия на площадке, – сказал собеседник газеты.

Об этом же заявил и представитель Ozon, добавив, что на площадке «запрещена продажа подделок и любой другой контрафактной продукции».

Согласно действующему законодательству, пункты выдачи заказов, наряду с офлайн-магазинами ювелирных сетей, должны быть подключены к ГИИС ДМДК. Систему создали в 2021 году для сбора, хранения, обработки и предоставления информации о происхождении и обороте драгоценных металлов, камней и изделий из них. Если УИН ювелирного изделия отсутствует в реестре, это может означать, что оно не прошло обязательную государственную проверку на подлинность и качество, подчеркивает директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева.

По данным аналитического центра компании Sokolov, в 2023 году рынок ювелирной розницы вырос на 18% в денежном выражении, до ₽365,6 млрд. Аналитики считают, что драйвером роста стали в том числе онлайн-продажи, доля которых в общей структуре рынка составила 24% в 2023 году против 19% в 2022-м. При этом более трети (34%) онлайн-продаж ювелирных изделий пришлось на маркетплейсы, отметила руководитель аналитического центра Алина Колпакова. По оценкам Sokolov, в 2024 году при отсутствии шоковых факторов российский ювелирный рынок достигнет ₽380 млрд (+4% к 2023 году), а доля онлайн-продаж превысит 25%.

Напомним, онлайн-платформу для торговли ювелирными изделиями стран ЕАЭС планировали запустить в марте 2024 года. LR