Найти тему
Порцелиновый фан

Венкова Ия Андреевна (1922-2003). Скульптор ЛФЗ.


И. А. Венкова родилась в городе Вичуге 9 февраля 1922 года в семье служащих.
В 1933-м году семья переехала в Ленинград.

В 1940-м году Ия Венкова окончила среднюю школу.

В 1941-м году поступила на первый курс скульптурного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА, до 1918-го года - Императорская Академия художеств). Однако Война внесла коррективы в процесс получения образования. В 1942-м году семья Венковых эвакуировалась в Кабардино-Балкарскую АССР. Там Ия работала в колхозе. Но мечта о художественном образовании не давала покоя, и уже в 1943-м году Ия Венкова поступает на первый курс Академии Художеств в Тбилиси.
В 1945 году Ия Андреевна возвратилась в Ленинград и продолжила учёбу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, теперь уже - с 1944-го года - имени И.Е. Репина, а закончила обучение и защитила дипломную работу "Колхозница" только в 1950-м году.

Работала художником-скульптором. В 1951-1952 гг. участвовала в оформлении ВСХВ. Скорее всего, именно к этому периоду творчества относится замечательная эскизная работа для большой скульптуры. Название просится одно из трёх: либо "Свинарка", либо "Девушка с поросятами", либо "Работница свинофермы с питомцами". Настоящий СОЦРЕАЛИЗМ в его наивысшей стадии - СТАЛИНСКОМ АМПИРЕ.

Глиняная скульптура 1952. Автор Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Глиняная скульптура 1952. Автор Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.

С 1953-го года - член ЛОСХ. С того же года начала работать на Фарфоровом заводе. Насколько сильно она была занята именно на заводе, т.е. обязательным ли было её нахождение в стенах завода с такого-то час по сякой - могу только предполагать. Например, в Дулёво большинство скульпторов, создающих статуэтки (А.Г. Сотников - редкое исключение!), проживало в Москве, а на заводе они бывали наездами по 2-3 недели несколько раз в год - чтобы проконтролировать процесс создания новых изделий, пообщаться с формовщиком - узнать, каков процент брака, нет ли проблем на выходе, необходимо ли что-то изменить в статуэтке и т.д. Очень возможно, что скульпторы так "устраивались", чтоб заработать стаж для пенсии, чтоб их, при отсутствии заказов, не признали "тунеядцами" (В УК РСФСР была статья "Тунеядство"). Какой-то план, обязательство выдать "на гора" такое-то количество новых статуэток в год, по-видимому, отсутствовал. В 1950-е-1960-е годы она создала ряд скульптур малой пластики для воплощения их в фарфоре. Не сказать, чтобы работ было много, но все они запомнились потребителям. Часть из них хорошо известны до сих пор: это "Футболист" ("Юный вратарь"), "Мальчик с коньками", "Материнство" ("Первые шаги") и др.

"Юный вратарь" ("Футболист"). 1960-е.  Автор модели Венкова И.А., автор росписи Лупанова Е.Н. Скульптура слева находится в "Эрмитаже", скульптура справа - в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
"Юный вратарь" ("Футболист"). 1960-е. Автор модели Венкова И.А., автор росписи Лупанова Е.Н. Скульптура слева находится в "Эрмитаже", скульптура справа - в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.

Роспись "Мальчика" с коньками выполняла Лупанова Е.Н. Практически вся роспись идентична. Стандарт: серая шапка, серый воротник, серые штаны, шарф в синюю полоску. Вариант с зелёным шарфом и варежками, и орехового колера шапкой и воротником - редкий.

Ещё одна "мальчишечья" статуэтка - "Рисующий мальчик".

"Рисующий мальчик". Высота 24,0 см. 1960-е. Автор модели Венкова И.А. Государственное областное автономное учреждение культуры "Мурманский областной краеведческий музей".
"Рисующий мальчик". Высота 24,0 см. 1960-е. Автор модели Венкова И.А. Государственное областное автономное учреждение культуры "Мурманский областной краеведческий музей".

Скульптура "Девушка сидящая" ("Лариска"). В "шестидесятые" при всей условной "свободе творчества", выпуск больших тиражей статуэток жанра НЮ не поощрялся. Поэтому - хотя бы из меркантильных интересов - художники "наступали на горло собственной песне", и "одевали" статуэтки НЮ. Хотя бы в купальные костюмы. И только когда статуэтка оставалась не расписанной, было видно, что это по сути НЮ.

Скульптура "Девушка сидящая" ("Лариска"). 1960-е. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Скульптура "Девушка сидящая" ("Лариска"). 1960-е. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

С такой же "фигой в кармане" создана и статуэтка "На отдыхе" ("Читающая книгу"). Прекрасно видно, что это статуэтка НЮ, и только на бёдрах, отдавая дань Советской морали, показано волной как бы натянутое платье.

"Читающая книгу" ("На отдыхе"). 1965. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
"Читающая книгу" ("На отдыхе"). 1965. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

А вот несколько работ, сделанных в жанре "чистого" НЮ...

А это - почти НЮ: "Девушка, надевающая купальную шапочку" ("Купальщица"). Если считать купальную шапочку одеждой, то девушка вроде как и не обнажена!

Теме "Материнства", детства, семьи И.А. Венкова посвящает много своих работ, и не только в фарфоре, и не только в малой пластике.

"Материнство" ("Первые шаги"). 1963. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
"Материнство" ("Первые шаги"). 1963. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Две фарфоровые статуэтки, приведённые в галереях ниже, также можно озаглавить "Первые шаги".

Скульптура "Первые шаги". Высота 27,0 см. 1963. Отдел "Районный краеведческий музей" муниципального казенного учреждения культуры "Многофункциональный культурный центр" Шипуновского района Алтайского края.
Скульптура "Первые шаги". Высота 27,0 см. 1963. Отдел "Районный краеведческий музей" муниципального казенного учреждения культуры "Многофункциональный культурный центр" Шипуновского района Алтайского края.
"Не для войны". Шамот. 1960-е-1970-е. Автор модели Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Не для войны". Шамот. 1960-е-1970-е. Автор модели Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Семья". 1998. Бронза, литьё. Автор модели Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Семья". 1998. Бронза, литьё. Автор модели Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Вот так выглядят некоторые из представленных выше статуэток в Музее авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат) в Санкт-Петербурге... "Лариску" и "Девушку с книгой" "одели", "Материнство" и "Первые шаги" оставили нерасписанными.

Слева направо сверху вниз: "Рисующий мальчик", ""Материнство", "Девушка, надевающая купальную шапочку", "Девушка сидящая" ("Лариска"), "Первые шаги", "Читающая книгу" ("На отдыхе"). Музей авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат) в Санкт-Петербурге.
Слева направо сверху вниз: "Рисующий мальчик", ""Материнство", "Девушка, надевающая купальную шапочку", "Девушка сидящая" ("Лариска"), "Первые шаги", "Читающая книгу" ("На отдыхе"). Музей авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат) в Санкт-Петербурге.

Все статуэтки в фарфоре созданы в 1950-е-1960-е годы. Кроме фарфора, Велкова использовала такие материалы, как чугун, бронза, мрамор, гранит, шамот... Тяготела к созданию более монументальных скульптур.

И.А. Венкова за работой в мастерской. 1970. Фото взято из свободного доступа в интернете.
И.А. Венкова за работой в мастерской. 1970. Фото взято из свободного доступа в интернете.

С "шестидесятых" годов И.А. Венкова активно интересуется миром балета.

И даже создаёт памятник-бюст балерины И.Б. Зубковской (прибл. в 1974-м году), установленный затем на её могиле (1923-2001).

Скульптура "Балерина".  1980-е. Высота 76,0 см. Шамот. Автор Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Скульптура "Балерина". 1980-е. Высота 76,0 см. Шамот. Автор Венкова И.А. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Совместно с мужем - скульптором Н.С. Кочуковым - и скульптором-керамисткой Ж.Я. Меллуп создавала и такие не "классические" капители для скульптурного оформления фасада дома №87 на Большом проспекте в Ленинграде.

Капители "Морской конь" и "Дельфины". Авторы Венкова И.А., Кочуков Н.С., Меллуп Ж.Я.Фото взято из свободного доступа в интернете.
Капители "Морской конь" и "Дельфины". Авторы Венкова И.А., Кочуков Н.С., Меллуп Ж.Я.Фото взято из свободного доступа в интернете.

В 1987-м году Ия Андреевна Венкова удостоилась почётного звания Заслуженный художник РСФСР.

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Читайте, смотрите, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!


.