И. А. Венкова родилась в городе Вичуге 9 февраля 1922 года в семье служащих.
В 1933-м году семья переехала в Ленинград.
В 1940-м году Ия Венкова окончила среднюю школу.
В 1941-м году поступила на первый курс скульптурного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА, до 1918-го года - Императорская Академия художеств). Однако Война внесла коррективы в процесс получения образования. В 1942-м году семья Венковых эвакуировалась в Кабардино-Балкарскую АССР. Там Ия работала в колхозе. Но мечта о художественном образовании не давала покоя, и уже в 1943-м году Ия Венкова поступает на первый курс Академии Художеств в Тбилиси.
В 1945 году Ия Андреевна возвратилась в Ленинград и продолжила учёбу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, теперь уже - с 1944-го года - имени И.Е. Репина, а закончила обучение и защитила дипломную работу "Колхозница" только в 1950-м году.
Работала художником-скульптором. В 1951-1952 гг. участвовала в оформлении ВСХВ. Скорее всего, именно к этому периоду творчества относится замечательная эскизная работа для большой скульптуры. Название просится одно из трёх: либо "Свинарка", либо "Девушка с поросятами", либо "Работница свинофермы с питомцами". Настоящий СОЦРЕАЛИЗМ в его наивысшей стадии - СТАЛИНСКОМ АМПИРЕ.
С 1953-го года - член ЛОСХ. С того же года начала работать на Фарфоровом заводе. Насколько сильно она была занята именно на заводе, т.е. обязательным ли было её нахождение в стенах завода с такого-то час по сякой - могу только предполагать. Например, в Дулёво большинство скульпторов, создающих статуэтки (А.Г. Сотников - редкое исключение!), проживало в Москве, а на заводе они бывали наездами по 2-3 недели несколько раз в год - чтобы проконтролировать процесс создания новых изделий, пообщаться с формовщиком - узнать, каков процент брака, нет ли проблем на выходе, необходимо ли что-то изменить в статуэтке и т.д. Очень возможно, что скульпторы так "устраивались", чтоб заработать стаж для пенсии, чтоб их, при отсутствии заказов, не признали "тунеядцами" (В УК РСФСР была статья "Тунеядство"). Какой-то план, обязательство выдать "на гора" такое-то количество новых статуэток в год, по-видимому, отсутствовал. В 1950-е-1960-е годы она создала ряд скульптур малой пластики для воплощения их в фарфоре. Не сказать, чтобы работ было много, но все они запомнились потребителям. Часть из них хорошо известны до сих пор: это "Футболист" ("Юный вратарь"), "Мальчик с коньками", "Материнство" ("Первые шаги") и др.
Роспись "Мальчика" с коньками выполняла Лупанова Е.Н. Практически вся роспись идентична. Стандарт: серая шапка, серый воротник, серые штаны, шарф в синюю полоску. Вариант с зелёным шарфом и варежками, и орехового колера шапкой и воротником - редкий.
Ещё одна "мальчишечья" статуэтка - "Рисующий мальчик".
Скульптура "Девушка сидящая" ("Лариска"). В "шестидесятые" при всей условной "свободе творчества", выпуск больших тиражей статуэток жанра НЮ не поощрялся. Поэтому - хотя бы из меркантильных интересов - художники "наступали на горло собственной песне", и "одевали" статуэтки НЮ. Хотя бы в купальные костюмы. И только когда статуэтка оставалась не расписанной, было видно, что это по сути НЮ.
С такой же "фигой в кармане" создана и статуэтка "На отдыхе" ("Читающая книгу"). Прекрасно видно, что это статуэтка НЮ, и только на бёдрах, отдавая дань Советской морали, показано волной как бы натянутое платье.
А вот несколько работ, сделанных в жанре "чистого" НЮ...
А это - почти НЮ: "Девушка, надевающая купальную шапочку" ("Купальщица"). Если считать купальную шапочку одеждой, то девушка вроде как и не обнажена!
Теме "Материнства", детства, семьи И.А. Венкова посвящает много своих работ, и не только в фарфоре, и не только в малой пластике.
Две фарфоровые статуэтки, приведённые в галереях ниже, также можно озаглавить "Первые шаги".
Вот так выглядят некоторые из представленных выше статуэток в Музее авторского фарфора (Музей фарфора и шахмат) в Санкт-Петербурге... "Лариску" и "Девушку с книгой" "одели", "Материнство" и "Первые шаги" оставили нерасписанными.
Все статуэтки в фарфоре созданы в 1950-е-1960-е годы. Кроме фарфора, Велкова использовала такие материалы, как чугун, бронза, мрамор, гранит, шамот... Тяготела к созданию более монументальных скульптур.
С "шестидесятых" годов И.А. Венкова активно интересуется миром балета.
И даже создаёт памятник-бюст балерины И.Б. Зубковской (прибл. в 1974-м году), установленный затем на её могиле (1923-2001).
Совместно с мужем - скульптором Н.С. Кочуковым - и скульптором-керамисткой Ж.Я. Меллуп создавала и такие не "классические" капители для скульптурного оформления фасада дома №87 на Большом проспекте в Ленинграде.
В 1987-м году Ия Андреевна Венкова удостоилась почётного звания Заслуженный художник РСФСР.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Читайте, смотрите, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!
.