Найти в Дзене

"Эх, путь-дорожка фронтовая..."

Могла бы выложить все 500 снимков, которые сделала на экскурсии в #Поезде_Победы, но они не скажут ничего. Надо видеть самим... Не могу выкладывать фото меня, стоящей рядом с едущими на фронт бойцами с улыбкой на устах. Меня ТАМ не было.
И пусть это только фигуры, но я не могу позировать рядом – не имею права. Тем более с улыбкой. Тут улыбаться трудно. Тут только плачешь...
Вот Андрей Воробьёв из Тотьмы, мой земляк, ветеран СВО, как и любой другой, имеет право стоять рядом – так же под пулями ходил, пусть и не 4 года, а 3 месяца, но выжил чудом. И взгляд у него такой же, как у фронтовиков. Он сфотографировался. Без улыбки. Потому что улыбаться здесь трудно. Не получается. Я смогла улыбнуться только в вагоне, посвящённом Победе, возвращению живых домой. Рядом с военным журналистом (я ведь тоже журналист мирной жизни). Там и ОНИ улыбались. Но назвать "пассажиров" Поезда Победы фигурами язык не поворачивается, настолько умело они сделаны. Они живые. Будто души ушедших в иной мир победи

Могла бы выложить все 500 снимков, которые сделала на экскурсии в #Поезде_Победы, но они не скажут ничего. Надо видеть самим...

В Вологде остановился Поезд Победы
В Вологде остановился Поезд Победы

Не могу выкладывать фото меня, стоящей рядом с едущими на фронт бойцами с улыбкой на устах. Меня ТАМ не было.
И пусть это только фигуры, но я не могу позировать рядом – не имею права. Тем более с улыбкой. Тут улыбаться трудно. Тут только плачешь...
Вот Андрей Воробьёв из Тотьмы, мой земляк, ветеран СВО, как и любой другой, имеет право стоять рядом – так же под пулями ходил, пусть и не 4 года, а 3 месяца, но выжил чудом. И взгляд у него такой же, как у фронтовиков. Он сфотографировался. Без улыбки. Потому что улыбаться здесь трудно. Не получается.

первый тотемский доброволец СВО Андрей Воробьёв.
первый тотемский доброволец СВО Андрей Воробьёв.

Я смогла улыбнуться только в вагоне, посвящённом Победе, возвращению живых домой. Рядом с военным журналистом (я ведь тоже журналист мирной жизни). Там и ОНИ улыбались.

От Москвы до Бреста Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли. /К.Симонов/.
От Москвы до Бреста Нет такого места, Где бы не скитались мы в пыли. С «лейкой» и с блокнотом, А то и с пулеметом Сквозь огонь и стужу мы прошли. /К.Симонов/.

Но назвать "пассажиров" Поезда Победы фигурами язык не поворачивается, настолько умело они сделаны. Они живые. Будто души ушедших в иной мир победителей живут. Через эти глаза, стиснутые зубы, обмороженные руки, предсмертные агонии военнопленных, страх едущих на фронт, святую злость умирающих в Брестской крепости, пустоту в глазах того, кто возвращается с фронта и видит пепелище, через улыбки минутной радости при звуках гармони, через сшитые вынужденной чёрствостью губы главнокомандующих – иначе никак.

-4
-5
-6
-7
-8
-9

Они живут. Через плачущие рты женщин... Вечно плачущие, хоть эти женщины и успокаивают раненых в медсанбате, или обнимают мужа, обретённого на фронте и с надеждой смотрят в окно.

-10

Я смотрела на эту пару особенно долго, не слыша голоса из наушников – там была своя история, не экскурсовода речь, а фоновая, как воспоминание участника войны, чтоб не мешать посетителю ДУМАТЬ, СОЗЕРЦАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ.
Я придумала другую историю про этих двух. Они обрели друг друга на фронте. В глазах их не победа, там боль: она потеряла семью, может, даже детей, он, возможно, тоже... а ещё, наверное, целые взвод, роту, батальон, полк фронтовых друзей... Как им строить жизнь вместе, когда они приедут "домой", когда их соединила война? Смогут ли? Я вижу испуг у обоих: ведь кроме пепелища и крови, их соединивших, их не соединяет ничего. Прижались друг к другу как раненые птицы. Были рядом – вела война. А теперь? И они бояться... ТАМ не боялись, а тут бояться...

-11

А вот раненые. Один читает спокойно, значит, выживет. Другой рассматривает фото любимой (жива ли она?), его жизнь зависит только лишь от веры: потеряет – умрёт, не потеряет – восстанет. Третий с тревогой и страхом смотрит в лицо соседа по койке: тому плохо... "Сестра!"... Там не страшно было умирать, здесь, когда уже спасли, страшнее.

-12

А вот люди, мечтавшие о счастье за минуту ДО... А вот эшелон военнопленных. Не люди, тени. Страх, боль, кровь, смрад.
Человеку, который трудился над созданием этих образов, отдельное спасибо. Они притягивают. Они живут. Они ГОВОРЯТ... И так пронзительно, так остро: НЕ ЗАБУДЬ, НЕ ЗАБУДЬ, НЕ ЗАБУДЬ!!!
Мне-то, помнившей живого деда-фронтовика, с его разорванными в клочья ногами, располосованными военными хирургами, выжившего, ещё понятно более-менее, зачем это всё. ДЕТЯМ, детям надо донести!
Хотя, прежде, чем вести их в такой поезд и на любую другую экспозицию, посвящённую Великой Отечественной войне, надо сначала изменить систему преподавания этой темы в школах, выгнать тех из министерства образования, кто сократил программные часы Чести до бесчестия. Потому, что историю Родины надо знать, а не проходить!
#Поезд_Победы

-13