Найти тему
ПоУшиВКино

“Хладнокровные охотники” (2019, El silencio del cazador): Дикие люди

Оглавление

Триллер “Хладнокровные охотники” (дословно – "Молчание охотника") аргентинского режиссёра Мартина Де Сальво (Martín De Salvo) рассказывает о борьбе с несправедливостью, когда вышестоящие органы закрывают глаза на правонарушения, а правдолюб изо всех сил старается посеять семена правды. С одной стороны, местные жители, которые предпочитают работать и заботиться об окружающей среде, а с другой стороны, богатые владельцы ранчо, дети иммигрантов с меркантильным взглядом на мир.

Дополнительно у этого фильма есть экологический подтекст, так как в нём озвучивается тема изменений природных массивов (как дикий лес превращают в парк) и отстрела редких животных (охота на тигра и ягуара).

Постер к фильму “Хладнокровные охотники”
Постер к фильму “Хладнокровные охотники”

Сюжет

В конфликт вступают смотритель парка Diamante в аргентинской провинции Мисьонес Исмаэль Гусман (Пабло Эчарри), который защищает джунгли от браконьеров, и охотник Орландо Веннек по прозвищу “Поляк” (Альберто Амманн), чья семья всю жизнь провела в этих местах и промышляла охотой.

Появление мифического ягуара разделяет небольшое сообщество, в котором они живут, и вызывает между Исмаэлем и Орландо ещё большее соперничество. Этот самый ягуар становится метафорой их соперничества. Злоба кипит в них, кружит между ними. Усиливается их неприятие друг к другу из-за жены Исмаэля Сары Фогель (Мора Рекальде), которая в прошлом была невестой Орландо. И конфликт должен завершиться неоригинальным способом.

Мысли и впечатления после просмотра

Этот фильм очень некоммерческий, маленький, может даже арт-хаусный, отчасти о любовном треугольнике, но без пошлости и предсказуемости, когда мужчины откровенно делят женщину, которая нравится обоим. В этой истории Сара Фогель (к слову, актриса является женой режиссёра в реальной жизни) – не добыча, безвольная и незнающая, на ком же ей остановиться, она знает себе цену, любит свою профессию, она может сказать жёсткое: “Нет”, это решительная женщина, принимающая решения и внимательная к своим желаниям.

Сара Фогель (в исполнении Моры Рекальде)
Сара Фогель (в исполнении Моры Рекальде)

Но в центре внимания всё же конфликт между Орландо и Исмаэлем как двумя дикарями, если основываться на том, какой первобытный инстинкт охотника их охватывает рядом друг с другом. Можно допустить, что в мифическом ягуаре, о котором речь идёт в самом начале, воплощается видение друг друга Исмаэлем и Орландо.

Орландо "Поляк" Веннек (в исполнении Альберто Аммана)
Орландо "Поляк" Веннек (в исполнении Альберто Аммана)
Исмаэль Гусман (в исполнении Пабло Эчарри)
Исмаэль Гусман (в исполнении Пабло Эчарри)

Место, где разворачивается история, очень подходит для того, чтобы показать и подчеркнуть конфликт. Оно является полноценным участником сюжета наравне с людьми.

Джунгли – это очень враждебно настроенное пространство, по сути, человек в нём становится раздражителем, который провоцирует джунгли на агрессию. То есть они как живой организм, который будет пытаться изгнать этот раздражитель. Человека там окружают опасные насекомые, растения, животные. Там жарко, там повышенная влажность и существует опасность заблудиться. Этот фильм дополнительно интересен тем, что показывает эстетику джунглей Мисьонес. Судя по карте, территориально они находятся в районе Тройной границы (пограничная область между Парагваем, Аргентиной и Бразилией). Не так часто удаётся увидеть такой фильм.

К слову, об экологической составляющей этого фильма, то ещё сто лет назад эта территория простиралась на более чем миллион квадратных километров в пределах Бразилии, Парагвая и Аргентины, но сегодня её площадь сократилась примерно до 54 тысяч квадратных километров, то есть стала в 20 раз меньше, чем была сто лет назад. Причина в том, что это одна из наиболее уязвимых экосистем в мире из-за массовых вырубок леса и эксплуатации фауны. На этой территории защищено только 10% поверхности, и иногда эта защита существует только на бумаге. В настоящее время районы этих джунглей разделены на изолированные зелёные островки с фермами, территориями с соснами, отдельными городами, которые были созданы за счёт освоения леса и его ресурсов.

Операторская работа тут крайне необычная, я бы назвала её экзотичной. Она тоже помогает погрузиться в обстановку и ощутить опасность и недружелюбность джунглей. Похоже, весь фильм снят на ручную камеру, потому что нет момента, когда план зафиксирован. Что бы ни делали действующие лица, камера “живёт” вместе с ними. Она по большей части держится на одном уровне с землёй, чтобы подчеркнуть точку зрения животного, которое теоретически таится за листвой, когда прячется от человека; камера почти повторяет движения фигур и таким образом создаёт гнетущую и удушающую атмосферу, которая заставляет чувствовать тепло и влажность природы Латинской Америки.

И Орландо, и Исмаэль представляют территорию, на которой находится парк Diamante, исключительно своей. Первый – настоящий охотник, он со своим отцом ходил сюда на охоту, ещё когда этот парк был настоящим лесом. Орландо сетует, что лес превратили в парк, и это плохо, но он не хочет поддаваться правилам. Второй – принципиальный идеалист, он добросовестный лесничий, который не хочет допустить разграбления природного памятника. И фильм начинается с того, что он выслеживает браконьеров (это как иллюстрация его принципиальности), которые по большей части делают эти вылазки ради развлечения, чем по веской необходимости. Орландо не поддаётся на уговоры, он обещает, что больше не будет браться за ружьё, но всё равно история повторяется. И Исмаэль хочет его проучить во что бы то ни стало.

Исмаэль – восторженный лесничий, он верит, что правда кому-то интересна. На его фоне умудрённый интригами и жизненным опытом Агосто даже не находит сил, чтобы спорить со своим молодым коллегой, который рвётся уличить своего врага Орландо во всех грехах. Но последний умудряется выходить сухим из воды, даже когда ранит помощника Исмаэля. На самом деле, Исмаэль через попытку поймать Орландо за руку пытается отомстить семье Веннеков за своего отца. В прошлом его отец работал на их ферме простым разнорабочим, которого, по словам Исмаэля, Мануэль Веннек, отец Орландо, “эксплуатировал и днём, и ночью за два с половиной песо”. И теперь, приняв роль лесничего, что значит более сильную перед охотником, он хочет лишить Орландо части его силы. Но Исмаэль действительно слишком наивен, раз считает, что у него хватит сил исправить то, что росло и укреплялось без/до него. Семья Веннеков слишком могущественная на этой территории, чтобы можно было идти против их купюр.

Значение ягуара

-5

Через весь сюжет проходит упоминание ягуара. В самом начале Исмаэль обнаруживает большой след животного на земле. Он говорит своему помощнику, что здесь объявился ягуар, почти такой же большой, как тигр много лет назад. Тогда его тащили шесть человек.

Ягуар, о котором говорит Исмаэль, появляется лишь в финальную секунду. Символическим значением этого животного является то, что он хранитель всего неизведанного, он возвращает внутреннюю силу путём пробуждения внутренней энергии. Когда в жизнь входит скрытный, грациозный ягуар, наступает время решить старые проблемы и проложить путь к духовному возрождению. Понимание тёмной стороны жизни придаёт загадочность этому могущественному животному-тотему. Это одновременно грациозное и свирепое животное когда-то ассоциировалось с солнцем, и в культуре майя – с луной. Ягуара почитают в культурах Мексики, Южной и Центральной Америки как бога, он ассоциируется с властью и таким аспектом человеческого общества, как война. В культуре майя он также рассматривался как символ тьмы и подземного мира.

Исмаэль видит ягуара в момент, когда лежит на земле, истекая кровью. Он при смерти, и появление животного можно принять за видение-символ. И его смерть может не обязательно означать физическую кончину, а окончание отношений или изменение прежней ситуации. То есть в рамках сюжета появление ягуара означает конец конфликта и начало нового в парке Diamante.

Более того, легенда гласит, что ягуар когда-то был обычным животным, но боги избрали его своим посланником на Земле, наделив мощным рёвом и способностью принимать человеческий облик. Опираясь на эту легенду, можно предположить, что Исмаэль победил. Его можно отождествлять с ягуаром, который превратился в человека и одержал победу над своим врагом.

***

У этой истории очень цепкие щупальца – она увлекает и держит внимание. Очень подвижная камера может сначала удивить, но очень быстро это становится понятным ходом. Конфликт простой, но преподнесён интересно, в этой истории нет лишних действующих лиц. Я ничего не ожидала, но по итогу впечатление осталось очень приятным.