Найти тему
МЭГС

ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГИ "SHAMAN. Голос Рассвета". Глава 3

Путь. Глава 3. «Я выбью все окна, сломаю все двери...»

Цитата в названии главы — из песни Ярослава «До самого неба», великолепной, пронзительной. Моей любимой.

Многие его песни о любви наполнены отчаяньем, грустью, болью. «Теряем мы любовь», «Не души мою душу», «Луна», «Если тебя нет», «Вспоминай меня», «В невесомости», «Таяли», «Мокрый дождь», «Лед», «Огонь»... И те фрагменты чужих композиций, которые он выкладывал в ТикТоке — по настрою такие же…(Кроме нескольких чудесных песен, очень светлых и сейчас недоступных). Это, понятное дело, связано с его личной жизнью (которую мы обсуждать ни в коем случае не будем, о ней и так слишком много написано-сказано, и я не думаю, что ему это приятно). Повторяю, это понятно. Но, может быть - с чем-то еще, с трагическим мироощущением, трудной дорогой в гору, на музыкальное навершие (это синоним слова Олимп, которое, на мой вкус, настолько затаскано, что звучит уже трюизмом)? Хотелось бы услышать о ПУТИ, а именно - о чувствах, которыми он сопровождался, хочется понять хотя бы краткую историю этапов эмоциональных.

Понятно следующее: много лет, с самого юного возраста, каждый день он работал над собой. Каждый Божий день. Слушал огромные пласты музыки. Изучал манеры, певческие позиции, нюансы фразировки, особенности звукообразования и образного мышления многих, очень многих вокалистов. И многое примерял на себя, пробуя, отвергая и создавая, шаг за шагом, свой собственный стиль. (В скобках — новость из разряда прекрасных курьезов: ВЦИОМ провел опрос, какой жанр музыки предпочитают наши жители. После жанра «рок» вторым номером идет жанр «Шаман». Забавно, конечно — он уже ЖАНР — но и гордиться тоже стОит). Изучал технические действия аранжировщиков, творческие элементы различных модификаций и адаптаций. Откуда я это знаю? Я не знаю, я это СЛЫШУ. Когда юноша на крыльце своего училища поёт песню Высоцкого в такой манере, так грамотно и бережно, что сам автор бы зааплодировал, если бы услышал. Когда он рэп приближает к высокому искусству. Когда пишет шедевры «в стол или Богу на стол».

Вскоре после «Фактора А» он сказал в одном из интервью: "Но дальше-то что я буду делать - петь те же песни, что в проекте, только на корпоративах? Это жалкое какое-то зрелище. Мне захотелось эту историю скорее похоронить, чтобы не обманывать людей. Понял, что хочу заниматься дальше, что я себя выращивал для чего-то иного, что ещё не пришло время - моё время".

В 15 лет ему «снесло крышу» (его выражение) от альбома Питера Гэбриэла Passion (“Страсти»), изначально созданного как саундтрек к фильму Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», а затем доработанного и выпущенного уже в качестве полноценного студийного альбома. Юному народнику было чем очароваться: в этом альбоме, включенном в список «25 самых влиятельных эмбиент-альбомов всех времен», звучали этнические барабаны, танбур, армянский дудук, двухгрифовая скрипка, турецкая флейта най, вистл, бразильская перкуссия и еще много чего. Музыкальные критики расценивают запись как веху в популяризации жанра этнической музыки и называют участвующие в ней электрогитары и синтезаторы лишь штрихами на вековом полотне. Музыка, которую считают сложной, для юного таланта оказалась простой, и вот что он позднее, в 2015 году, уже после «Голоса», сказал: «Если твое сердце готово воспринимать эту музыку, если ты открыт для нее, она тебе кажется абсолютно простой. Музыка для меня как ребенок. А у своего ребенка ты не можешь любить только руку, ногу, голову. Ты любишь его целиком. Поэтому я слушаю всю музыку и не стараюсь делить ее на стили. Я не стараюсь делить или разделять. Мои любимые группы из современных — это Muse, Thirty Seconds to Mars, Radiohead, U2, Coldplay, Nickelback… Queen. Но первая музыка, которую я начал серьезно слушать, была классика. Когда я поступил в музыкальную школу, там был предмет — музыкальная литература, где нам рассказывали про знаменитых композиторов». Все перечисленные им современные группы, кроме старой доброй хардовой Queen, - это рок-альтернатива и местами прогрессив. Определенный и весьма изысканный вкус.

И чувство такта, чувство меры он счёл - уже в то время - для себя главным. Умение сказать себе: стоп, «твоя цистерна алкоголя выпита». Весьма мудро для юного человека.

В декабре 2013 года он начал работать в кавер-группе «Час Пик». Группа активно поддерживала его на «Голосе». Были успешные гастроли. В 2015 году — давал весьма позитивные интервью об этой работе. Здесь уместно еще раз процитировать нашего героя: «...третий год в столице, а уже такая абракадабра завязалась, еще и так быстро: «Фактор А», потом «Час пик», теперь еще и «Голос», а впереди – концерты… Поэтому я, честно говоря, иногда сам даже боюсь думать, что дальше. Лет-то мне мало, а впереди – непонятно что. Вдруг это все в одночасье закончится, а мне 27 лет будет? И что дальше делать? Но назад дороги нет – только вперед!». Цифра 27 меня лично смутила— это, случайно, не намёк на пресловутый «Клуб 27», список тех, кто ушел на взлете, навсегда ушел? Там что ни имя — то гений: Джими Хендрикс, Джим Моррисон, Саша Башлачёв, Дженис Джоплин, Курт Кобейн, Брайан Джонс… Да нет, вряд ли он говорил об этом. Через два года он ушел в свободное плавание.

Повторять то, что мне известно с чужих слов, я не буду. Я — только про творчество. Честно — жаль песен, написанных им в то время и нынче запрятанных. А сколько он рок-классики перепел — тоже ведь школа, и еще какая… Некоторых перепел в том смысле, что оригинал отдыхает по сравнению с его версией. Например, композиция Seven Nation Army группы The White Stripes. Его дуэт-поединок с Зарифом Норовым на «Голосе» - такой ураган, по сравнению с которым оригинал даже вентилятором назвать трудно. Песни Бон Джови пел лучше, чище, выразительнее, чем сам Джон. Depeche Mode, “Наутилус»,AC/DC —всё получалось интересно, своеобразно. Значимо. И подобных примеров — полным-полно. Даже Меркьюри он, на мой взгляд, перепел. Не то чтоб радикально превзошел — манеры исполнения, тембры и прочее все-таки отличаются - но уж точно не ударил в грязь лицом. И ноты все на месте, и эмоции, драматично, ярко и трогательно. Я про The Show Must Go On. Думаю, сам Фредди оценил бы по достоинству.

Период LARS. Короткий и загадочный. Название в том числе. Что это — скандинавское имя? Аббревиатура? Ну не село же в Северной Осетии, в самом деле, с одноименным контрольно-пропускным пунктом на российско-грузинской границе - тогда был бы Верхний Ларс…)). Шучу. Есть и еще одна версия, совсем уж парагон… Я ее озвучивать не буду.

Однако шутки в сторону. Период также ознаменовался интересными произведениями, сменами имиджа и поисками пути.

Главное заключается в том, что он всегда сочинял и пел «на языке души — единственном, достойном пониманья» (Ш. Бодлер). И оставался самим собой: «Продираешь с утра глаза, подходишь к фортепиано, начинаешь что-то там нащупывать... идет процесс… то есть не пустой ты внутри. Пока это чувство есть - я живу. Оставаться самим собой, не идти на компромисс, который противоречил бы твоим принципам, и как можно дольше быть интересным самому себе».

Аккуратно скажу: была, с его слов, и депрессия. Вот что нашлось по этому поводу на просторах сети: «Продолжаю рассказывать вам о людях, которые повлияли на мое творчество, да и на жизнь в целом. Сегодня речь пойдет о музыканте по имени Thom Yorke. Британский рок-музыкант, вокалист группы Radiohead, лауреат премии Грэмми. С творчеством этого человека я познакомился в переломный момент своей жизни. Не знаю почему, но именно Thom стал для меня идеальным олицетворением образа «маленького человека» и его отношения с окружающим миром. В его музыке я чувствую поддержку для себя и понимание того, что я не один, он помог мне выбраться из депрессии и справиться с моими страхами. Лейтмотив «маленького человека» стал саундтреком к моей жизни, ведь дело в том, что я сам «маленький человек», чувствую, как мне приходится каждый день сражаться, чтобы жить, быть счастливым и окончательно не съехать с катушек! Наверное поэтому его творчество оказало на меня такое влияние. Thom Yorke – Спасибо!» (2019 год).

Замечу, что голос Ярослава с его серебряным тембром и уверенно летящими высокими нотами — отчасти схож с голосом Тома Йорка. Во всяком случае, когда я слушаю Hearing Damage («Повреждение слуха») последнего — бывает, и вздрагиваю: мне кажется, это SHAMAN поёт. И я могу понять, почему Radiohead, меланхолически сплавлявший прогрессив с альтернативой и электронной музыкой, и сам Йорк, никогда не грешивший «звездностью» и писавший изначально тексты на темы изоляции и смирения, так благотворно подействовали на психологическое состояние юного Ярослава. Хотя голос его меня завораживает куда сильнее, чем голос Йорка.

Чуть забегая вперед, хочу отметить отрывки песен, которые он записывал и выкладывал в популярной соцсети. Короткие эти шедевры и сейчас слушают запоем, настолько они хороши. Он словно снимал с каждой вещи всё наносное, обнажая потаённый лирический нерв. Всё знакомое звучало совершенно по-иному, создавая впечатление, что мимо окна вдруг пролетел и взмыл ввысь, за грань, диковинный небесный корабль, сверкающий белый лебедь огромного размера. А фрагменты собственных его новых композиций вызывали непреодолимое желание ну просто заставить его, силой заставить, дописать, довершить… Он готовился к будущему и втайне, думаю, чувствовал, что оно будет ослепительным.

А возвращаясь к совсем юному Яру, приведу еще одно его высказывание, вроде бы не слишком серьезное, но — как это ни покажется странным — экзистенциальное: «Солнышко — это, конечно, прекрасно, но я люблю, когда погода на протяжении дня может меняться: пришло облачко, закрыло солнышко, немного тенёк появился, потом оно опять выглянуло… Это как в жизни. Я люблю, когда всё меняется».

И вскоре — появился SHAMAN. Время его пришло.

Интермеццо

Я знаю по личному опыту, что такое этот путь наверх. Прошла его вместе с мужем, Леонидом Белым, музыкантом, композитором и певцом. Мы отвергали открытый цинизм этого пути, сопровождающие его интриги и распущенность, наивно полагая, что большой талант обязательно будет услышан. Я бы боролась и дальше, но он — не смог. Просто кончились силы. А было ему в тот момент — те же самые 32 года. И красив он был, как Яр. И голос… Он сдался. И через несколько лет — умер. Предваряя вопросы: нет, ничего он не употреблял от слова «совсем». Просто отказало сердце. Душа его, тонкая, кроткая, любящая, не вынесла — ушла. Мне до сих пор с этим трудно смириться.

И поэтому я по-настоящему горжусь Ярославом, горжусь тем, что он не сдался, выдержал — и выдерживает по сей день — все нападки, всё шипение — и из-за угла, и в лицо - с улыбкой, за которой огромная внутренняя сила.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
#SHAMAN #МЭГС