Продолжаю рубрику отзывов об университетах.
На этот раз будет прожарка НИЯУ МИФИ - университета, в котором училась в бакалавриате. Направление "Биотехнические системы и технологии", программа Бионанотехнологии, ИФИБ.
Для начала, как всегда дисклеймер: вся статья основана на моем опыте, может не отражать ситуацию в университете в целом, и на данный момент тем более. Я училась с 2019 по 2023, что пришлось на короновирусные времена, программа была новая, необкатанная, на что тоже делаем поправку. Ну и на то, что проучившись год в Сколтехе, я "зажралась")) В общем читать под прицелом критического мышления, в комментариях буду рада дискуссии.
Сегодня в эфире то, что далось мне тяжело — "все хорошее, и ничего плохого". Про минусы напишу в отдельном посте.
Отдельно будут плюсы университета, и отдельно института (факультета), где я училась. Запасайтесь попкорном, готовьте помидоры, мы начинаем!
Студенческая жизнь
Это, пожалуй, самый большой плюс университета, с которым никто не будет спорить. Во многом благодаря неравнодушным людям в администрации по молодёжной политике и студентам, которые встали во главе объединений. Это даёт возможность реализовывать проекты в безопасной песочнице, преодолеть страх неудачи, получить полезный опыт.
Студенческое научное общество компенсирует проблемы многих программ с профильной подготовкой, организуя проектную практику, кружки, создавая коммуникацию между разными курсами, проводя школы и академии молодых учёных. Именно СНО помогло мне найти первую лабораторию для работы, дало возможность попробовать себя в роли наставника для школьников. Объединенный совет обучающихся проводит каждый год школу кураторов и инструкцию по применению - мероприятие на котором первокурсников знакомят с университетом студенты старших курсов, которые затем в течение первого семестра помогают разобраться во всем происходящем. Или вот недавний Бал в доме Пашкова. Карьерный форум, школа медиа, день Донора, благотворительный фестиваль, кибер спортивные чемпионаты... Каждый день в университете проводится минимум одно мероприятие и все они результат колоссальной работы студентов и поддержки администрации. Все, что можете придумать скорее всего в МИФИ есть)
Уровень требований по высшей математике.
Я пришла с довольно слабой по сравнению с лицеистами физмат базой, поскольку собиралась поступать на лечебное дело и в последний момент передумала, начав за пару месяцев до экзаменов готовиться к математике и физике.
Первый семестр было очень тяжело, ощущение, что ты не понимаешь вообще ничего, преподаватель говорит на незнакомом языке. Контрольные писала на 2, что как типичную отличницу вводило в тоску и отчаяние. Самое сложное было понять что именно не понимаешь. Но потом все наверсталось. (Экзамены сдавала без троек).
И когда пошли спецпредметы в магистратуре, не было ужаса перед интегралами, рядами. Некоторые преподаватели (передаю привет Савину В. Ю., Садековой Е. Х. ) подходят к работе с любовью и самоотдачей, умудряются на пальцах объяснять даже самые сложноосознаваемые понятия и теоремы. Старшее поколение, выходцы с мехмата-настоящие легенды. Например, линейная алгебра, которую нам читал Е.Б.Сандаков, это пожалуй лучший курс из всего что я находила в интернете, даже по сравнению с англоязычными курсами топовых универов по структуре, строгости и полноте.
Но главное, это появилось что-то вроде математического мышления, когда ты думаешь о задачах, событиях на формализированном языке. Не скажу, что в этом заслуга только университета (про формат лекций, семинаров и количество прикладной информации я подушню в посте про минусы): мне очень повезло с друзьями и научным руководителем, беседы с которыми это привили, но планку задаёт ВУЗ высокую, за что спасибо.
Химия
В мой год химия велась два семестра, были лекции и лабораторные работы. Материала лекций было достаточно чтобы выполнить задание, даже если до этого знаний по химии не было. По химии я готовилась к егэ, так что многие основы были знакомы. Но курс был не школьный: смесь коллоидной и физической химии, что мне очень помогло на парах в магистратуре и на работе в лабе. Вела Ананьева Е.А., на лекциях были действительно уникальные знания, которые в таком структурированном виде нигде не найдёшь. Лабы интересные, с закреплением материала на задачах и мучительной сдачей))
Сейчас химия в нашем институте ужалась до одного семестра, что, судя по отзывам знакомых, может стать проблемой, если раньше химии не было. В конце года можно было вместо экзамена сделать проект. Вообще, химия- единственный предмет, про который хочется сказать "но могут же делать хорошо"
"Жёсткие" направления
В МИФИ есть несколько кафедр, которые дают образование такого уровня, что не возникает вопросов зачем нужен универ. Например, ТЯФ, где студенты проходят боевое крещение изучением теорфиза по Ландавшицу, 4 годами вышмата и имеют свой костяк профессоров. Но проходные на такие направления высокие, да и отчислиться оттуда довольно легко.
Лабы по физике.
Тут двоякое отношение. Сами лабораторные на старом оборудовании, но помогали освоить теорию погрешностей, на практике понять как работают физические принципы. Многое зависело от преподавателя, если повезёт, то при допуске и защите вас будет ждать интересная беседа. Но большинство преподавателей против использования ПО, все расчеты и графики должны быть от руки, что за все 5 лет ни разу кроме лаб и не пригодилось. А вот обработку данных в Origin, Python, и все блага человечества для ученых, которые реально нужны, пришлось изучать самостоятельно
Непрофильные предметы
Студенты в шутку называют МИФИ историко-физкультурным. Ну, в каждой шутке... Гуманитарных предметов было много и особенно на первом курсе. Некоторые были даже интересные. Например на основах гуманитарного знания преподаватель с теологическим образованием устроил дебаты о разрешении клонирования человека. Пары по религиоведению достойны отдельного поста. Сейчас насколько знаю студенты могут выбирать не только между историей религии и историей христианской мысли, но и более близкие к профессии предметы. Но у нас было так. Преподаватели относились довольно понимающе, сдавать было несложно. Физкультура. Около 20 разных секций, от Самбо и спортивного ориентирования до кибер спорта и чирлидинга. Для тех, кто имеет разряды есть возможность вступить в сборную или создать свою.
Цифровая кафедра
Прекрасная возможность, если вы понимаете, что выбрали не то направление или если хотите получить знания в области IT для работы в своей сфере. Каждый студент может поступить, обучаться на одном из направлений (от геймдева до анализа больших данных и ml)
Но по мне учиться и сдавать экзамен на ЦК было слишком просто, возможно это связано с необходимостью выпустить как можно больше студентов.
НЛК. Инженерная практика. ФабЛаб
Несколько лет назад открыли Научно-лабораторный корпус, на базе которого у Лаплаза и Ифтиса проводят инженерную игру (практику). Задачи стоят в духе "За один семестр команда из 5 человек должна создать мини танк: от 3д модели, распечатки на принтере, сборе и программирования мозгов на ардуино, до рекламного ролика". В финале соревнование в формате биатлона на трассе. Такой подход для первокурсников - замечательная возможность ощутить, как связаны между собой разные области, понять, каким этапом инженерного дела интересно заниматься, поработать своими руками на оборудовании.
Росатом
На профильных направлениях это открывает возможность посмотреть изнутри компанию по специальности еще будучи студентом, пройти стажировку в одной из дочек или даже трудоустроиться. В большей степени сотрудничество означает, что финансирование проектов, гранты, мероприятия, организуемые компанией дают возможность университету развиваться
Общежитие
Стоимость в мое время была от 450 до 600, сейчас подняли и стало от 905 до 3000 в зависимости от типа.
Недавно построили красивую новую высотку (фото), куда селили с этого года БВИшников и студентов магистратуры, которые хорошо закончили бакалавриат.
Чаще всего первокурсников селят в общежития коридорного типа, затем после 2 курса переселяют в высотки. Договориться не получиться.
Из всех вузов по соотношению цена/комфорт, пожалуй, наилучшее. Пропускная система вводит в тоску, если раньше можно было по бумажке и паспорту пустить родственников, то сейчас из-за ковидных ограничений официально это невозможно. Хотя в коридорках бывают понимающие охранники, которые помогают, если совсем плохая ситуация
Студенческий офис. Точка кипения. Кипящий МИФИ
Как студенту, кажется, что руководители студофиса - главный движущий фактор изменений в лучшую сторону. Благодаря команде появился коворкинг, точка кипения, цифровая инфраструктура. Теперь справки, обходные листы, бронирование помещений можно оформить онлайн.
Но главное - это Кипящий МИФИ и чат, которые стали символом открытости, готовности к диалогу. Админы - это команда неравнодушных людей, которая решает проблемы на самых разных уровнях и поднимает важные вопросы на обсуждение. Чат- это место, в котором проректоры отвечают на вопросы студентов и школьников, преподаватели общаются с родителями учащихся, а студенты объясняют как и почему возросло списывание и пытаются быть услышанными))
Всего за пару лет из маленького канала с новостями по решениям администрации во время эпидемии Кипящий разросся до целой экосистемы, Объединяя мифистов разных поколений и статусов. И это то, чем МИФИ может гордиться.
Ректорат
В администрации есть чудесные люди, которые работают с полной самоотдачей. Во многом возможность реализовать инициативы есть благодаря руководству университета.
Ректор В. И. Шевченко - человек с впечатляющим опытом работы в науке в стране и за рубежом, заинтересованный, горящий желанием сделать хороший университет и погруженный в проблемы студентов и преподавателей. Наилучшая демонстрация тому - ответы ректора и участие в дискуссиях с подписчикам кипящего в чате и участие в квесте по Atomic Heart. С его назначением получили развитие многие инициативы, а дух университета стал будто бы современнее.
Бесплатные психологи
О качестве судить не берусь, очередь дней 7, но то, что такое есть - уже хорошо.
Поликлиника
Студенты и преподаватели могут приписаться к достаточно хорошей поликлинике №85.
Про Инженерно-физический институт биомедицины
Когда я поступала в институт, то хотела работать в области на стыке биологии, химии, физики, информатики. И думала что поступив сюда получу знания во всех этих направлениях. Спойлер: оказывается, так не работает. Но сегодня про хорошее.
Институт занимается преимущественно исследованиями в онкологии.
В нем 4 направления в бакалавриате:
медицинская физика - применение ионизирующего излучения, медицинское оборудование и работа на нем;
биофизика - то же ионизирующее излучение, но на клеточном уровне (программы не сильно отличаются между собой);
высокотехнологичные диагностические системы - в основном IT для выявления рака кожи и крови;
бионанотехнологии - получение и исследование наночастиц для таргетной доставки и терапии рака.
Профильные предметы по нанотехнологиям
Руководителем кафедры в 2023 году стал секретарь ИБХ РАН Олейников В. А. Человек очень неравнодушный, шёл навстречу, если мы о чем-то просили. Пары, которые велись в ИБХ были интересные, материал по работе с наночастицами и методам их исследований - уникальный, от людей, которые реально работают в сфере и в курсе последних веяний, презентации оттуда до сих пор выручают. Были ещё и лабораторные работы. Не хватило семинаров с решением задач и большего количества практики, но в принципе 4/5. На парах в магистратуре с удивлением поняла, что легко даются курсы по биофотонике благодаря полученной базе. И еще курс, который читал мой научный руководитель Тимошенко В. Ю. был хороший. С учетом что у нас не было теорфиза, это был единственный курс, где нас пытались объяснить квантовую физику не боясь напугать формулами.
Возможность попасть к хорошему научному руководителю. Или в хорошую лабу
Для этого нужно будет самим побегать и поспрашивать выпускников, но проторенные дорожки лучше, чем их отсутствие.
Вообще хочется сделать ремарку о роли научного руководителя в жизни студента. Беседы с моим научруком дали мне больше знаний, чем все остальные предметы в МИФИ. Наверное, это нормально, но возникает вопрос а зачем тогда было все остальное, если можно было просто пойти в лабу после школы и изучить там еще больше (но агрессивный бубнеж на эту тему будет чуть позже).
Связи с РАН, ЭНЦ, Блохина, Бурназяна
Если вам реально хочется идти в науку и работать в сфере диагностики и терапии рака, то станет большим плюсом. Сотрудничество заключается в том, что есть несколько преподавателей, которые могут дать чьи надо контакты, чтобы вас взяли на неоплачиваемую практику в одну из этих организаций и идёт по части нанотехнологий и медицинской физики в онкологии (с возможностью дальнейшего трудоустройства на долю ставки лаборанта).
Также с этого года появилась практика на первом курсе, в ходе которой можно на базе этих организаций сделать проект. Но тут нужно проявить настойчивость, чтобы проект был от организации, а не для галочки.
Резюмируя: почти по всем параметрам кроме собственно учебы считаю МИФИ хорошим университетом, с белой завистью к абитуриентам читаю новости об изменениях. Поступила бы снова в МИФИ, а не в ФБМФ МФТИ? Не знаю. Сейчас для меня это выглядит как выбор между инфраструктурой и внеучебной деятельностью и более хорошим образованием по моей специальности.
Всем спасибо, на сегодня плюсы кончились. Подписывайтесь, и не пропустите статью о минусах обучения.
Пишу про учебу в МИФИ и Сколтехе: https://t.me/kladara
Источники фото: Кипящий МИФИ, группа ОСО НИЯУ МИФИ