Сегодня был ветреный день. Я высаживала помидоры и перцы и вспоминала народные приметы, которые прочитала с утра.
26 мая — Лукерья Комарница.
Мало комаров — до конца мая дождя не будет.
Это хорошо, всех комаров сегодня унесло ветром.
Если весь день дует ветер и усиливается вечером, то утром ожидаются заморозки.
Это плохо. Но кажется, ветер стих)
Вряд ли я обратила бы такое внимание на приметы, если бы не бабушка.
Мою бабушку звали Лукерья. Лукерья Ивановна.
И да, день рождения у неё был 26 мая.
Это сейчас родители как только узнАют о предстоящем пополнении в семье, начинают ломать голову, какое имя будет в самый раз ребятёнку — Доброгнева или Мельпомена, Лютобор или Антилох. А раньше всё проще было, родился человек, а имечко готово, Святцы всё за вас решили.
— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Эти и другие стихи Некрасова бабушка рассказывала мне вместо сказок. И истории из своей жизни. Мне иногда кажется, что мои бабушки и сказок-то не знали, не до них им было. Переломленные войной жизни.
Бабушка была обычной деревенской женщиной, как миллионы других. Работала, родила восьмерых детей. Двух старших сыновей забрала война, ещё двое умерли маленькими.
Но соседки завидовали ей, что больного мужа (моего деда) не взяли на фронт. И они же злорадствовали, когда деда не стало: «Что, Лукерьюшка, без Ильи-то Александрыча недолго хорошо пожила? И коровушку продала!»
Продала. Чтоб детей было на что учить. Дед был учителем, считал главным дать детям образование, вывести в люди. И бабушке такой наказ оставил.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Когда я родилась, бабушке было уже 68 лет (папа был младшим в семье). Но она всегда была бодрой и неунывающей, хотя болезни не обходили её стороной.
Работала по дому, занималась внуками (11 человек нас), помогала в саду, покуда силы были. Урожай — яблоки, помидоры, огурцы — носила домой пешком, в вёдрах на коромысле.
Шила, вязала, меня учила. А в то время ещё надо было найти, из чего сшить или связать. Один случай не забуду.
Мне было лет 12 уже. Звонит бабушка и говорит, что записалась на завтра в очередь за ситцем. «Обещают выбросить. На двоих записалась. Так что, ты, Танечка, из школы беги сразу в магазин».
Назавтра я после уроков прямиком в магазин, а там... ужас что творится. Вся лестница на второй этаж и весь торговый зал заполнены народом, бабушками в основном, мимо них просто так не проскользнёшь!
Слышу: «Таня, Таня! Я здесь! Пропустите девочку!» Ага, щасс. У бабушки очередь подошла, а я добраться до неё не могу. Протиснулась наконец — у бабушки в руках уже отрез ситца, и очередь её от прилавка теснит.
Но надо было знать мою бабулю))) «Вот моя внучка, давайте ещё меру!» Нам отмеряют ещё 6 метров ткани... другой расцветки, закончилась первая. Толпа снесла нас уже ко второму прилавку, а бабушка всё причитает — «Сошью теперь тебе пододеяльник с одной стороны такой, с другой — этакой. В следующий раз не будешь опаздывать»
Продавщица за вторым прилавком молча отмеряет 12 метров ситца третьей расцветки: «Давайте, обменяю вам»
«Вот, запомни, дела надо делать вовремя, не опаздывать! И доводить до конца!»
Я запомнила )))😄
Готовила бабуля, конечно, знатно. Особенно выпечку. Пироги и пирожки, беляши, шанежки — не знаю, что вкуснее. Я смогла научиться только блины по бабулиному рецепту печь. И яичную кашку к ним делать.
А ещё бабушка всегда нас хвалила, за каждый самый маленький успех, за каждую пятёрку. Нас хвалила, всем соседям и подругам своим хвалилась и приговаривала "В нашу породу!"😄
В 1987 году я закончила с медалью школу и поступила в институт, бабушка успела мной погордиться. А осенью бабули не стало, ей было 85 лет.
Всю жизнь виню себя, что не поехала на похороны. Это была для меня первая потеря близкого человека, и я не смогла взять себя в руки. Каждый раз, когда прихожу навестить бабушку, я прошу у неё прощения за это.
Очень надеюсь, что она меня простила.